АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам по материалам сайта www.moderndrummer.com

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Микрофоны для барабанов

По своей природе ударная установка – пожалуй, наиболее сложный инструмент в плане подзвучки микрофонами. Гитаристам, к примеру, куда проще: в их распоряжении лишь они сами, их "весло" да, может, еще усилитель, в то время как рабочая зона барабанщика включает в себя, как правило, целую коллекцию довольно разнообразных инструментов. Что хорошо подходит для бас-барабана, обычно не является идеальным вариантом для малого или тарелок. Примите во внимание острые атаки и стремление к высокой громкости – в зависимости от стиля музыки и самого исполнителя – и для всего этого вам нужно обеспечить наличие правильного микрофона.

В данной статье мы разберем основные категории микрофонов, а затем перейдем к более конкретному их применению и рассмотрим различные модели и предлагаемые комплекты.

Типы микрофонов

Наиболее часто встречаются следующие типы микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные. Динамические микрофоны работают на принципе электромагнитной индукции (возникновение электрического тока в замкнутом контуре при воздействии на него переменного магнитного поля) и обычно состоят из жесткой пластиковой мембраны с катушкой из тонкой проволоки, помещенной в магнитное поле. При большом размере мембраны, как правило, требуются более высокие уровни звукового давления (SPL), чтобы мембрана начала колебаться и принимать сигналы; впрочем, барабаны легко отвечают этому требованию. Простота дизайна и сочетается с прочностью конструкции – динамические микрофоны славятся тем, что их можно ронять, наступать на них ногами, они хорошо переносят неизбежные удары палочками – поэтому неудивительно, что данный тип микрофонов изначально наиболее популярен среди барабанщиков.

Конденсаторные микрофоны быстро нагоняют динамические в плане использования их в ударных установках, и в большинстве конфигураций применяется сочетание этих двух типов микрофонов. Cliff Castle, вице-президент по сбыту и маркетингу компании Audix, отмечает: "Обычно практический опыт показывает, что динамические микрофоны по-прежнему наиболее широко используются для ближней подзвучки барабанов, а конденсаторные (как узкой формы, так и широкомембранные) чаще всего применяются в качестве надголовных, а также для хай-хэта и нижнего пластика малого барабана. Кроме того, наблюдается тенденция использовать миниатюрные конденсаторные микрофоны на подвесных томах, а также в качестве "подголовных" микрофонов для тарелок. Они не только обладают прекрасными эксплуатационными характеристиками, но и очень низкопрофильны и малозаметны."

Конденсаторные микрофоны работают на принципе электростатики (электростатический разряд) и состоят из двух пластин-обкладок: одной зафиксированной опорной пластины и еще одной – подвижной. Обмотка здесь не используется, благодаря чему конденсаторные микрофоны легче других, однако для них обычно требуется внешний источник питания (так называемое "фантомное питание" [одновременная передача по одним проводам питания постоянного тока и информационных сигналов – прим. Drumspeech.com]) для зарядки обкладок и усиления выходного сигнала. По части приема сигнала конденсаторные микрофоны также намного чувствительнее динамических.

Как и динамические, микрофоны ленточного типа работают на принципе электромагнитной индукции. Вместо мембраны в них используется лента из тонкой алюминиевой фольги, помещенная между полюсами магнита. Ленточные микрофоны обладают очень ровной амплитудно-частотной характеристикой, но их надежность обычно оставляет желать лучшего. Поэтому они не так часто используются для подзвучки барабанов; в более старых моделях пик звукового давления от атаки малого барабана или бас-барабана мог повредить ленту. В связи с этим в последующих моделях стала использоваться более гофрированная лента. Ryan Smith, региональный менеджер по связям с артистами из компании Shure, говорит: "Ленточный микрофон может превосходно служить, когда его помещают внутри бас-барабана. Если конструкция ленточного микрофона позволяет выдерживать необходимый уровень звукового давления, это дает очень теплое звучание. Новый ленточный микрофон KSM313 производства Shure чрезвычайно прочен и рассчитан на размещение как в бас-барабане, так и перед гитарным усилителем".

Стандартные модели и области применения

Подзвучка барабанов микрофонами, будь то во время живого выступления или в студии, – очень субъективный процесс. "Преимущество использования всех этих типов микрофонов, – говорит Smith, – сродни тому, когда у художника имеется много разных цветов, которые он может применять в живописи. Чтобы создать точную звуковую "картину" барабанов, вам следует экспериментировать с теми микрофонами, которые лучше всего представляют ваши барабаны с акустической точки зрения. Подобно живописцу, вы также можете смешивать микрофоны для достижения более качественного, а иногда и более интересного воспроизведения инструмента".

Но с чего же следует начать? На протяжении времени продюсеры, звукоинженеры и музыканты тяготели к определенным микрофонам, которые уже стали считаться стандартными. Прежде всего, динамический микрофон Shure SM57 сделался сверхпрактичным микрофоном для любого инструмента или любой ситуации; некоторые звукоинженеры утверждают, что с помощью одной лишь этой модели можно обеспечить подзвучку целой сцены. Кроме того, SM57 давно уже стал привычным микрофоном для малых барабанов. Для подзвучки томов чаще всего используются динамические микрофоны Sennheiser 421. А микрофоны Electro-Voice RE20, AKG D12 и D112, и Shure Beta 52A (все динамические) – это наиболее типичные модели для подзвучки бас-барабанов.

Компании-производители также разрабатывают серии микрофонов, все больше ориентированных на работу именно с барабанами и перкуссией. "В середине 90-х, – говорит Castle, – компания Audix сделала ставку на несколько уникальных разработок микрофонов специализированного применения для барабанов и перкуссии, что и положило начало серии D-Series. Это были самые маленькие и легковесные динамические микрофоны, которые когда-либо производились в мире, и они привлекли внимание профессиональной звуковой индустрии по всем типам инструментов – но главным образом их популярность стала расти на рынке перкуссии. Эта серия эволюционировала в сегодняшние i5, D2, D4 и D6, каждый из которых широко используются специалистами по работе со звуком в качестве полезнейших средств для подзвучки барабанов и перкуссии, как при живом исполнении, так и в студии".

Компания Shure также продолжает разработку новых продуктов, и за некоторыми из моделей их конденсаторных микрофонов уже закрепился статус "новых стандартов". Вот лишь некоторые из них: Beta 98AMP/C, Beta 27 и SM27 для томов; KSM32 в качестве надголовных микрофонов; KSM137 и SM81 для хай-хэтов.

Информация к размышлению

Выбор барабанщиком микрофона зависит от многих факторов. Castle и Smith соглашаются, что приоритет при разработке микрофона для подзвучки барабанов или перкуссии – это прочность, особенно при выступлениях вживую, когда применяется главным образом близкое размещение микрофонов. "Они должны выдерживать не только случайные удары палочками, – говорит Smith, – но и хорошо переносить транспортировку, как в обычных, так и в "экстремальных" условиях: их то упаковывают, то распаковывают, они переходят из рук в руки – кто-то их роняет, кто-то на них наступает... А еще при транспортировке нужно учитывать погодные условия – когда температура может меняться от +37 градусов по Цельсию до минусовой, иногда в пределах одной недели. Меньше всего мы хотим, чтобы артисты волновались за свои микрофоны".

По поводу того, как музыкальный жанр влияет на выбор микрофонов, Castle добавляет: "В джазе, например, больше внимания уделяется звучанию всей установки в целом, так что комплект микрофонов может включать лишь парочку хороших "оверхедов" и отдельные микрофоны для бас-барабана и малого. В то же время в установке для рока обычно нужно на каждом барабане по микрофону – а на малом нередко сразу два микрофона, сверху и снизу, – плюс пара надголовных конденсаторных микрофонов да еще один конденсаторный для хай-хэта. Кроме того, если говорить об установке на живых концертах, то там есть вероятность, что через надголовные будет просачиваться много фона от других инструментов на сцене, поэтому их размещают не так высоко, как в случае с джазовой установкой".

Итак, вы определились с типами, моделями и количеством необходимых вам микрофонов – кажется, на этом все, не так ли? Нет, не так. То, где вы размещаете микрофоны, зачастую играет не менее важную роль, чем выбор используемых вами моделей. "Стоит сдвинуть микрофон на дюйм вправо или влево, вверх или вниз, – предостерегает Smith, – и это может привести к огромной разнице в захвате звукового сигнала. Прежде чем отодвинуть микрофон по тем или иным соображениям, не поленитесь поэкспериментировать с различными вариантами размещения".

Не забудьте про крепеж

В то время как в некоторые предлагаемые комплекты барабанных микрофонов от Audix и Shure входят и крепежные приспособления, отдельные микрофоны зачастую ничем подобным не сопровождаются. В случае с микрофонами для малого барабана и томов вам, возможно, захочется рассмотреть различные варианты крепежа к ободу/хардверу – как, например, выпускаемые компаниями Big Bang Distribution, Gibraltar и Latin Percussion. Для бас-барабанов прекрасным вариантом является короткая наклонная стойка – скажем, какая-нибудь модель от On-Stage, – а еще есть система противоударного крепления Kelly SHU (см. фото выше), при помощи которой микрофон подвешивается внутри бас-барабана или на наружной стороне переднего пластика, а также система May Internal Miking System, которая состоит из крепежных приспособлений для микрофона, которые присоединяются к винтам лагов внутри барабана.

Гибкость и удовольствие

Хотя столь широкий спектр вариантов и рекомендаций может несколько запутать и розничных продавцов барабанов, и самих потребителей, волноваться на этот счет не стоит. В мире звукозаписи не существует правильного или неправильного ответа – в конце концов, это больше искусство, чем наука. Цель представленной здесь информации состоит лишь в том, чтобы задать вам верное направление, обрисовав кое-какие "авторитетные" микрофоны и основные техники, используемые для точного снятия звучания барабанов. Но, как говорит Smith: "Когда дело доходит до экспериментирования, вам, возможно, и не захочется, чтоб ваша ударная установка звучала как обычно. Если вам понадобится грязное звучание установки, поставьте Shure 520DX (обычно используемый для губной гармошки) на пол, рядом со стойкой малого барабана, и вы получите как раз то загрязненное звучание, которое прекрасно годится для создания барабанных "лупов" [англ. loop ("петля") – короткий зацикленный музыкальный отрезок – прим. Drumspeech.com]. Экспериментируйте в свое удовольствие!"

Более того, такие компании, как Audix и Shure, целенаправленно стремятся делать свою продукцию удобной и легкодоступной для самого широкого круга барабанщиков. В последние годы все большее распространение получают комплекты микрофонов, разрабатываемые и подбираемые специально для барабанов. Компания Shure предлагает четыре готовых комплекта для барабанов – два в своей серии PG начального уровня (PGDMK4-XLR и PGDMK6-XLR); DMK57-52, который включает три SM57 и один Beta 52A; и Beta 98AMP/C-3PK, который прекрасно подходит для томов. В то же время Audix предлагает восемь готовых комплектов для барабанов. Пять наборов составляют линию DP – от скромного четырехмикрофонного DP-QUAD до набора из восьми микрофонов STE-8 Studio Elite. Последние три готовых комплекта (FP4, FP5 и FP7) составляют серию Fusion, которую Castle характеризует так: "По цене это примерно 60 процентов от серии DP, зато в деле – процентов 85, а то и все 90".

Независимо от того, пытаетесь ли вы выбрать готовый комплект для подзвучки всей вашей ударной установки или подыскиваете оптимальный микрофон для какой-то конкретной цели, существует масса всевозможных вариантов, в зависимости от бюджета и целевого назначения. Проведите небольшую исследовательскую работу, формулируйте правильно вопросы на барабанном форуме и пускайте в ход предложенную здесь информацию, и тогда вы без проблем сможете сделать великолепный выбор.