Кромки краев кадушки и их влияние на звук
Бюджетная установка из дешевого красного дерева с профессионально нарезанными кромками краев будет звучать лучше, чем дорогая профессиональная установка из экзотических пород с негладко нарезанными кромками. Многие барабанщики не задумываются на тему влияния формы краев кадушек на звук, хотя если поменять форму краев звучание поменяется существенно. Поэтому, умение разбираться в кромках краев и как они влияют на звук, поможет выбрать наиболее подходящий инструмент под ваши нужды. Более того, знание истории развития кромок за последние сто лет поможет вам разобраться в особенностях звучания барабанов разного времени.
Типы кромок кадушек
45 градусов. Самый распространенный тип кромок, где острие края приходится на один слой близко расположенный к внешнему краю кадушки. Острый край дает больше атаки и сустейна, из-за меньшей поверхности кадушки соприкасающейся с пластиком, что дает в целом более живой и современный звук.
Острый край в 45 градусов дает больше обертонов, что придает яркости звуку. Правда, эти добавочные обертона усложняют настройку, так как разница звучания при смене натяжения пластика сглаживается.
Двойной угол в 45 градусов. Данные тип отличается от стандартных 45 градусов расположением верхушки. Она смещена к центру от внешнего и внутренних краев. В результате смещается место контакта края с пластиком дальше от краев пластика, где поверхность пластика более плоская. Это удлиняет сустейн и расширяет диапазон настройки.
Округлый. Кромка кадушки закруглена, благодаря этому больше контакт с пластиком. Долгое время округлые кромки были стандартом, пока их не сменил тренд на заостренные кромки в 80-е. Сейчас такие кромки можно встретить разве что на винтажных инструментах или на установках, где нужен хорошо читаемый звук палочки и общее теплое звучание.
У барабанов с такой кромкой чуть менее продолжительный сустейн, и чуть более насыщенное обертонами мясистое звучание. Пример такого звучания это барабанщики Ringo Starr и Ian Paice, и их современные последователи, такие как Glenn Kotche (Wilco) и Patrick Hallahan (My Morning Jacket).
Экстремально округлая. Данный тип кромок разработал хорошо известный мастер Johnny Craviotto (барабанщик и владелец одного из самых престижных барабанных кастом-бренда Craviotto Drum Company – прим. Drumspeech.com), и обычно используется на барабанах большого размера. Звук барабанов с такой кромкой жирный, мясистый с выраженными низами и серединой, что звучит уместно далеко не всегда, но ценится студийными музыкантами и любителями винтажного звука 60-х годов.
Гибридная. Идея нарезать разные кромки на ударной и резонансной сторонах – новое веяние у производителей. Распространенная комбинация это округлая кромка на ударной стороне и стандартные 45 градусов на резонансной. Эту комбинацию делают чаще всего на малых барабанах, чтобы воспользоваться в равной мере преимуществами разных кромок на одном инструменте. Некоторые производители используют эту концепцию для барабанов разного диаметра, когда хотят предоставить покупателю максимально возможный выбор. Например, в серии Pearl Reference предлагаются разные кромки краев кадушек, разные сочетания и количества слоев с увеличением диаметра барабана.
Другие параметры кадушки также учитываются производителями при выборе типа кромок. Например, общепринятые в производстве породы деревьев с продолжительным сустейном, такие как клен, береза, красное дерево и дуб, чаще всего делают с острыми кромками. А что если нанести на кленовую кадушку округлую кромку в 30 градусов? Это уже вопрос требований заказчика к звуку. Кромки краев кадушки это всего лишь часть пазла в создании барабана. Нужно учитывать такие факторы как размеры, структура дерева, конфигурация укладки слоев (горизонтальная, вертикальная, диагональная и другие), тип подвеса, тип покрытия барабана (лак или пленка) и, конечно же, пластики. В общем, настройка барабанов, это больше практическое знание, поэтому экспериментируйте с этими опциями и тогда придет понимание нюансов влияния разных типов кромок на звук барабана.