по материалам сайта www.drummagazine.com/
Советы барабанщикам по работе в студии
Если ваши родители не владеют студией звукозаписи или сами не играли в группе и не записывали своих песен, вряд ли вы будете знать, чего следует ожидать во время первой студийной записи в вашей жизни. И даже если у вас уже имеется некоторый опыт по части записи музыкальных композиций, сами методики работы могут существенно различаться. Ниже приводятся десять важных советов, которые должен знать каждый барабанщик, прежде чем отправляться в студию. Многие из этих пунктов подаются в форме вопросов. Если вы ответите на них и прочтете остальные пункты, в дальнейшем это поможет вам более продуктивно работать в студии.
1. Что за материал?
Самый главный вопрос необходимо решить прежде, чем вы ступите на порог студии. Я говорю о материале. Играете ли вы в своей группе или работаете по приглашению как сессионный барабанщик, следует четко распланировать, какие именно песни предстоит записывать, и все их заранее отрепетировать. Если количество песен зависит от того, насколько успешно будет продвигаться работа в студии, составьте их список в порядке приоритета.
Поработайте с авторами песен или продюсером, чтобы обсудить желаемое количество ударов в минуту (bpm) для каждой композиции. Сюда входят и любые изменения темпа, которые могут иметь место в песне. Затем попрактикуйтесь с метрономной дорожкой, соблюдая оговоренную скорость в bpm. Студия – не самое подходящее место, чтобы обучаться игре при помощи метрономной дорожки, а большинству барабанщиков требуется некоторое время, чтобы как следует подстроиться под метроном. Можно, конечно, встретить группу, которая никогда не играет "под клик". По причинам стиля, исходя из личного опыта или из-за иных предпочтений они воздерживаются от использования метронома. Но все же большинству метроном не повредит. И не только потому, что слушатели привыкли к записям с равномерным темпом, – не будь этой четкой выдержанности, музыкантов ждет настоящий кошмар во время наложения новых партий (например, гитарных соло).
Рекомендую использовать таблицу с перечнем песен в порядке приоритетности их записи и здесь же указать bpm, тональность (некоторые настраивают томы, исходя из тональности песни; к тому же это напугает гитаристов, когда они увидят, что вы тоже в теме – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков), требования к ударной установке/палочкам, а также любые необходимые заметки. Таблица может быть и более подробной, на ваше усмотрение; можете даже начертить ее на внутренней стороне коробки от пластика малого барабана. Но если вы будете иметь перед глазами подобный нехитрый план, это поможет сэкономить время и позволит избежать досадных недоразумений в студии.
2. Кто выступает в качестве продюсера?
Продюсер – это, пожалуй, самая недопонимаемая должность в сфере звукозаписи (после мастеринг-инженера). Я объясняю людям: если представить, что звукозапись – это фильм, то продюсер – все равно что режиссер. А звукоинженер – он как главный оператор, который отвечает за технические стороны воплощения проекта. Продюсер – это законный и объективно необходимый "капитан", руководящий всем процессом. После каждого дубля продюсер должен выносить решение: приемлем ли записанный материал (т.е. следует ли его оставить) или же необходимо еще более качественное исполнение.
Продюсеры бывают разными. Некоторые ведут наблюдения молча, лишь полагаются на свой идеальный слух и показывают большим пальцем вверх/вниз. Другие сами играют на инструментах, подпевают на заднем плане или пишут аранжировки для струнных. Некоторые выполняют кое-какие функции звукоинженера, в то время как другие выступают одновременно и в роли звукоинженера, и в качестве продюсера.
Выбирайте продюсера, руководствуясь его прошлыми проектами, а также подходящей методикой работы. Если ваша группа хочет сама себя продюсировать, это тоже вариант; однако вам следует поставить в известность звукоинженера, которому предстоит оценивать каждый дубль, высказывать свое мнение по поводу звучания и выносить окончательные решения. Какой бы путь вы ни выбрали, определитесь с этим до того, как отправитесь в студию. Те немногие случаи, когда я был свидетелем полного провала, происходили там, где группа пыталась выносить каждое решение во время записи путем демократичного голосования. И смех и грех. Лучше заранее назначить человека, чье мнение станет "истиной в последней инстанции".
3. Какое оборудование?
Это может показаться странным, но поговорите со звукоинженером насчет того, что из музыкального оборудования вам следует принести, а что можно оставить дома. Некоторые студии имеют в своем распоряжении собственные ударные установки, которые и предпочитают использовать; другие взимают плату за пользование их музыкальными инструментами. Вам нужно все как следует разузнать. Есть студии, которые практикуют гибкий подход. Как минимум, вам следует принести с собой запасные барабанные палочки. Не следует надеяться, что студия обеспечит поставку всех необходимых запасных элементов. Большинство часто выступающих барабанщиков всегда имеют при себе "аварийный комплект", по виду и размерам напоминающий ящик с инструментами, в котором у них хранятся фетровые прокладки, ремни и всевозможные запчасти. Обзаведитесь таким комплектом. Аварийные поломки происходят лишь в двух случаях: a) во время гастролей и b) в студии, когда поджимает время. Возможность производить ремонт прямо на месте поможет сэкономить деньги и нервы.
По прибытии в студию вам, возможно, захочется подобрать наиболее подходящую для себя конфигурацию ударной установки. Некоторым звукоинженерам нравиться использовать бас-барабан из березы и томы из клена. Другим – наоборот. Если вы хотите испробовать разные комбинации студийного оборудования, прибудьте пораньше или заранее продумайте этот вопрос со своим звукоинженером, чтобы другим членам группы не пришлось вас подгонять. Проведите перед записью "тест-драйв".
Если вы намереваетесь привезти с собой все свои барабаны, заранее договоритесь со студией о том, чтобы выгрузить все это оборудование хотя бы за день до начала сессии. Дереву нужно время, чтобы привыкнуть к иному уровню температуры и влажности. Я видел, как некоторые привозили барабаны на грузовиках зимой и сразу тащили их в студию. Они собирали установку, настраивали ее и отправлялись обедать. Естественно, в итоге все получалось "сикось-накось", потому что барабаны в помещении отогревались и меняли форму. В некоторых студиях предусмотрена политика страхования клиентов от возможных проблем в процессе записи, другие такой услуги не предоставляют. Если страхование студией не предусматривается, вы, возможно, сами захотите застраховать свое оборудование. Ведь, в конце концов, стоит оно недешево.
Если вам некогда разузнавать у студии все подробности и если у вас есть любимое музыкальное оборудование – например, стульчик, педаль для бас-барабана, малый барабан или тарелки, – без которого вам некомфортно, то, пожалуй, их следует прихватить с собой. Кстати, о тарелках...
4. Для концертов – одни тарелки, для студии – другие
Для постоянных читателей сайта Drumspeech.com не будет сюрпризом, что не все тарелки хорошо звучат на записи. Когда я был еще мальчишкой и мне с приятелями приходилось ходить в музыкальный магазин пешком – по снегу, в гору, а потом еще и назад, – американский рынок мог предложить лишь один вид тарелок: с проточкой и еще раз с проточкой. А вот достать сияющие "бриллиантовые" тарелки, тарелки с грубой отделкой, тарелки ручной или машинной ковки было не так-то просто, да и стоили они недешево. Насколько все улучшилось со временем! Сегодняшний рынок – это настоящий рог изобилия, предлагающий огромный выбор вариаций – по весу, отделке и технике обработки. Однако многие барабанщики выбирают те тарелки, которые оптимальны для использования вживую. Такие тарелки разрабатываются для проецирования звука во время живых выступлений, что дает им возможность пробиваться сквозь огромные стеки ламповых усилителей. Но на сцене – это одно, а в студии – совсем другое: здесь чаще подходит более утонченное звучание.
В целом, полированные тарелки чаще всего используется в металле и лучше подходят для живого звучания, а темные, сухие тарелки джазового типа больше годятся для работы в студии. В этой связи опытные барабанщики скажут вам, что тарелки – как люди: применять к ним стереотипы, исходя из их внешнего вида, – не самый разумный подход! К примеру, комплект моих любимых хай-хэтов, предназначенных для записи, имеет сияющую "бриллиантовую" отделку, они называются "металл-хэтами" и отличаются довольно тяжелым весом. Но поставьте их перед микрофоном – звучание их станет шелковым, гладким и хорошо контролируемым. Я упомянул про них, поскольку уверен, что многие их покупают, исходя из внешнего вида и названия. На деле же все решает "голос" каждой тарелки. В данном примере название и внешний вид имеют мало общего со звучанием.
Если вы и в самом деле играете на тяжелых, громких, ярких тарелках и лишь так добиваетесь нужного вам звучания, обсудите это со звукоинженером. Можно поменять микрофоны, заменить их на микрофоны другого типа или по-иному их разместить – эти меры помогут добиться цели и "снять" с тарелок именно то звучание, которое вам по душе. Если уладите этот вопрос заранее, у звукоинженера не будет причин нервничать.
5. Время на подготовку тоже стоит денег
В те времена, когда студийное время было чрезвычайно дорогостоящим и вам приходилось самим покупать все магнитные носители, некоторые студии начали продвигать политику "бесплатного времени на подготовку" (т.е. на отладку, регулировку и т.п.). В конечном итоге это с лихвой окупалось. И как-то так получилось, что эта "городская легенда" живет до сих пор. Однако если студия в явной форме не даст вам понять, что за время на подготовку она деньги не берет, я не советую принимать это как должное. Бесплатное время на подготовку обычно означает спешку и плохое выполнение работы.
Лучше всего об этом говорит лауреат премии "Грэмми" [англ. Grammy – ежегодная премия, присуждающаяся Национальной академией звукозаписи США за лучшие достижения в области музыки и музыкальной записи – прим. Drumspeech.com] звукоинженер Trent Bell (работавший с коллективами Flaming Lips, The Chainsaw Kittens, The Sugar Free Allstars): "Процесс подготовки, особенно барабанов, – это наиболее трудный этап сессии звукозаписи. Именно здесь на меня возлагается самая ответственная часть работы звукоинженера". Из этого высказывания можно сделать вывод: не торопите звукоинженера, когда добиваетесь нужного звучания. Барабаны и бас – это "фундамент" любой песни. Чем лучше фундамент, тем качественнее получится конечный продукт. В идеале, все условия оплаты – будь она почасовая, посуточная или за законченный проект – должны оговариваться до начала сессии звукозаписи. В некоторых студиях есть студийный менеджер или офис-менеджер, который заведует выдачей всех счетов. Ведь большинство звукоинженеров предпочитают вплотную заниматься творческим процессом и не любят говорить о деньгах. Поскольку барабанщики – это настоящие "морпехи" любой группы (они первыми бросаются в бой), я хочу предупредить вас об этом потенциально возможном конфликтном моменте.
6. Звукозапись и барабанные пластики
Многие барабанщики, с которыми я общаюсь, выражают озабоченность по поводу пластиков. Советы они получают большей частью от своих же коллег-музыкантов или на интернет-форумах. Внесу-ка и я свою лепту. Во-первых, поговорите со звукоинженером насчет того, какой тип пластиков вы используете. Ответственные звукоинженеры должны быть знакомы с основными типами пластиков (прозрачные, с напылением, однослойные/многослойные), а также с различными типами демпфирующих элементов, предлагаемых на рынке. Как и в случае с тарелками, одни пластики больше подходят для работы в студии, другие – меньше. Впрочем, я считаю, что в конечном счете все зависит от того, как настроены барабаны, и от самого барабанщика. Поскольку тип пластика влияет на отскок палочки, остерегайтесь звукоинженеров, которые настаивают на том, чтобы вы отказались от своего любимого бренда в пользу пластика совершенно другой толщины. По возможности ищите компромисс.
Пожалуй, наибольшее беспокойство вызывают возраст и состояние пластиков. Бытует миф, что для записи в студии вы должны покупать новые пластики. Не думаю, что это оправданно во всех случаях. Состояние и тембр пластика важнее, чем его возраст. Если пленка качественно резонирует и имеет устойчивый тон, это хорошо. Если на пленке имеются вмятины от ударов – это плохо. Пластики с напылением, утратившие свою изначальную поверхность, могут еще исправно служить (если только вы не играете щетками). Так что не следует думать, что непременно придется покупать новые пластики. Я настоятельно рекомендую вам проверять свои резонансные (нижние) пластики. Однажды у меня был клиент, который никогда не менял нижние пластики на своих барабанах – и это при том, что ударную установку он купил еще в 1986 году! Да, резонансные пластики служат дольше, чем ударные, но это не значит, что их можно не осматривать реже выборов президента.
Если у вас сняты пластики, всегда неплохо провести пальцем по кромке кадушки. Самые лучшие барабаны и пластики будут проигрывать в качестве звучания, если точка контакта повреждена или еще как-либо нарушена. Мелкие изъяны можно "залатать" воском или мелом, однако при серьезных повреждениях может потребоваться повторная нарезка кромки. Если вы никогда раньше этого не делали, поспрашивайте, где в вашем городе можно найти достойного специалиста по ремонту барабанов. Для этой цели нужен опытный мастер своего дела.
7. На концертах – одни звукоинженеры, в студиях – другие
Большинство барабанщиков, когда впервые переступают порог студии, уже имеют за плечами немало отыгранных вживую концертов. Это и хорошо, и плохо. Не думайте, что привычные взаимоотношения со звукоинженерами на живых концертах можно автоматически перенести и на работу со звукоинженером в студии. Да, специалисты, работающие на концертах и в студиях, выполняют схожие функции. Но на самом деле мы подобны двоюродным братьям, которые видятся только на свадьбах или похоронах, а больше никак не общаются.
Причина кроется в целях и условиях. На живых концертах звукоинженеры должны правильно выполнять свои задачи в жутко сжатые сроки. У них практически нет права на ошибку, иначе они могут просто потерять работу. Но преимущество живого выступления в том, что люди слышат исполнение всего один раз, в пространстве, контролируемом самим звукоинженером, и на этом все заканчивается. (Записи с живых концертов – уже другая тема). В отличие от специалистов, работающих с живым звуком, студийные звукоинженеры не испытывают беспокойства по поводу нехватки времени. Зато записанная ими композиция будет воспроизводиться, условно говоря, бесконечное число раз, причем в самых различных условиях воспроизведения. Следовательно, несмотря на то, что и те и другие являются звукоинженерами, требования, условия и конечные продукты их работы существенно различаются. И неудивительно: ведь панда и гризли тоже оба считаются "медведями", но первый – всего лишь большой енот, а второй – безжалостный убийца.
Вот вам несколько советов для работы со звукоинженером в студии. Во-первых, никогда – слышите, никогда в жизни! – не двигайте микрофон после того, как звукоинженер его установил. Если микрофон вам мешает, следует немедленно об этом сообщить. Правильная процедура размещения микрофонов следующая. Сперва барабанщик регулирует положение барабанов так, как ему нравится. Затем микрофоны размещаются там, где это можно сделать. Если вам неудобно, потому что звукоинженер сдвинул ваше оборудование, или если какой-либо из томов не на месте, эти изменения могут оказать негативное влияние на ваше исполнение. Помните: звукоинженер работает потому, что вам нужна запись, а не наоборот. Если барабанщику удобно и комфортно, он совершает меньше ошибок и записывает более качественные дубли.
Если вы хотите проявить радушие по отношению к звукоинженеру, сделайте это при помощи еды. Пиво, пожалуй, годится для специалиста по живому звуку, но концерты обычно происходят поздно вечером. В студии же более полезно иметь трезвого звукоинженера. Если вы угостите своего звукоинженера, заказав обед или ужин, это всегда будет воспринято с благодарностью. Помните: звукоинженер обладает немалыми полномочиями, чтобы решать, как будет рассчитываться ваша почасовая оплата. Нужно, чтобы он был на вашей стороне.
Студийные микрофоны обычно сильно отличаются от своих "собратьев", которые используются на живых выступлениях. Концертные микрофоны должны выдерживать самую разнообразную температуру, влажность и чрезмерные нагрузки. Черт возьми, да по многим из них можно бить молотком, а они все равно будут работать как новые. Однако не пытайтесь то же самое проделать в студии. Напротив: советую вам вместе со звукоинженером принять все меры, чтобы случайный удар палочкой не повредил микрофон. И еще раз: если вы беспокоитесь о том, как бы не задеть микрофон, это будет отрицательно влиять на исполнение. Если же вас все-таки угораздит стукнуть по микрофону или случайно пнуть стойку, не скрывайте этого факта. Скажите об этом. Смещение микрофона даже на сантиметр уже оказывает большое влияние на записываемое звучание барабана.
8. Наушники
Фонограммный микс, который вы слышите в наушниках, будет влиять на вашу игру.
Вам нужно уловить в фонограмме правильные элементы, и громкость в наушниках должна быть такая, чтобы нюансы слышались достаточно отчетливо. (Рис. 5.) Если пользуетесь метрономом, убедитесь, что его слышно ровно настолько, чтобы можно было под него играть, но не громче. Настройте метроном на тип звука, который вам нравится (например, вуд-блок, часы, механический стук, молоточек и т.п.), а также подумайте над тем, чтобы акцентировать ту или иную долю. Большинство барабанщиков, с которыми я работаю, просят применять подобное акцентирование. Допустим, они предпочтут использовать вуд-блок [ударный музыкальный инструмент в виде деревянного бруска с глубокой щелью – прим. Drumspeech.com], а на счете 4 – ковбелл в качестве акцента. В наушниках они будут слышать следующее: "Тук, тук, тук, БАЦ". Это очень помогает, особенно когда у вас в наушниках звучит музыка и вы играете на полную громкость.
Как и во время репетиций или живых выступлений, следует беречь свой слух. Играйте и следите за звучанием при максимально низкой громкости, которой достаточно для успешного выполнения работы. К сожалению, и в этом случае звучание все равно может оказаться слишком громким, так что не забывайте делать перерывы.
Если вы играете в составе гастролирующей группы, то, возможно, отдаете предпочтение внутриканальным (внутриушным, в форме вкладышей In-Ear) наушникам специальной формы. Вот несколько советов для того, чтобы извлечь максимальную эффективность от их использования. Во-первых, обсудите этот момент со своим звукоинженером. Не стоит думать, что каждый студийный звукоинженер знает всю специфику изготовляемых по индивидуальному заказу внутриканальных наушников. Объясните ему, что, пока они у вас в ушах, вы все равно что глухой, и поэтому всякое общение должно происходить через микрофон обратной связи или визуально. Скажите, что вам трудно слышать бас-барабан, и подумайте, как можно решить эту проблему. Существуют разные варианты решения: добавить низкие частоты к звучащей в наушниках фонограмме, расположить рядом с вашим стульчиком мощный сабвуфер или попробовать приемы, которые обычно использует ваша команда сценического мониторинга. Существует плагин DAW от Softube, который имитирует аппаратное устройство Tonelux TILT. К этому плагину прилагается вариант TILT-live. Данная версия, оптимизированная для использования при игре вживую, формирует общую амплитудно-частотную характеристику фонограммы для внутриканальных наушников. Она обеспечивает такое звучание фонограммы, которое воспринимается как более громкое, хотя на самом деле оказывает не столь сильное звуковое давление на уши. Вы слышите более отчетливо, а слух при этом страдает гораздо меньше.
9. Вы – человек
Вы можете держать ритм, как машина, однако ваше тело – это живой организм. Обильно подпитывайте его достаточным количеством воды или чая без кофеина. Употребляйте здоровую пищу, которая надолго зарядит вас энергией. Не позволяйте сахару в крови скакать вверх-вниз. Неплохо прихватить с собой пакетик с сухим завтраком: сушеные фрукты, орешки, белковые батончики и другие разновидности питательных продуктов послужат хорошим "горючим" во время работы. Почаще устраивайте перерывы, чтобы передохнуть и размяться, делайте это регулярно. Я большой поклонник статей на тему йоги, оздоровительных упражнений и физиологии. Берите их на вооружение. Существует множество примеров того, как профилактические меры помогают избежать травм и позволяют долго оставаться в форме.
10. Финальная стадия
Работа над записью – это как постройка дома. Строительство проходит через целый ряд последовательных этапов, а законченное здание, как обычно, подвергается проверке на практике. Когда вы слушаете воспроизведение своих барабанов, вы прислушиваетесь в первую очередь к качеству исполнения. После того, как записаны все партии, композиция должна быть смикширована. По окончании микширования сведенная фонограмма отправляется на окончательную обработку (так называемый мастеринг), где, помимо всего прочего, производится повышение громкости до такого уровня, к которому мы привыкли на CD-дисках. Не паникуйте, если вы принесли домой пробный диск и он не звучит, как нормальная запись. Процесс еще не завершен, требуется еще некоторое время. На этом этапе ваша обязанность – работать с продюсером и звукоинженером, чтобы обеспечить наилучшее исполнение, и в то же время прислушиваться к материалу, чтобы понять: все ли нормально с настройкой, нет ли иных проблем со звуком? Остальное будет сделано по ходу.
Успешные студии хотят, чтобы в ходе работы над записью вы получили хороший опыт. Надеюсь, что изложенные здесь советы позволят вам лучше подготовиться, обрести больше уверенности и не так сильно беспокоиться о предстоящей сессии. Звукоинженеры – тоже люди.
Нам хочется, чтобы вы были довольны и чтобы на качественно записанных дисках каждый мог бы прочесть и наши имена. Людская молва – это наша реклама.
Хотя микрофоны и компьютеры – это "всего лишь" инструменты и машины, они позволяют записать не просто музыкальное исполнение, но и нечто большее. Они передают дух, интенсивность и эмоции исполнителей. Если внутри группы царят разногласия, это отразится на записи. Если группа нервничает, это тоже повлияет на запись. Но верно и обратное. Если группа хорошо отрепетировала свое исполнение, уверенно работает в студии и получает от этого удовольствие, все это также отразится на записи.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.