Эндорсмент - действительно ли они бесплатные?
”Рука руку моет” или “получить инструмент на халяву ” – обычно так понимают непростые отношения музыканта и компании-производителя люди далекие от музыкального бизнеса. Чтобы детально разобраться в вопросе пообщаемся с людьми, которые не один десяток лет занимаются поддержкой артистов и знают об этом изнутри и у самих эндорсеров:
Mike Farriss поддерживает артистов Pearl Drums, у которых в одних только США 300 эндорсеров. Bobby Boos отвечает за отношения Sabian c эндорсерами c восточного побережья. Rodney Howard – эндорсер Pearl, Sabian и Vic Firth – молодой барабанщик из Нью-Йорка, но уже успевший поиграть у Avril Lavigne, Gavin DeGraw и Regina Spektor. И Todd Sucherman, барабанщик Styx, c большим опытом профессиональных отношений с Pearl, Sabian, Remo и Pro-Mark.
Начнем с вопроса, который напрашивается сам – ”Как получить инструмент бесплатно”?
Не все так быстро. Техничная игра еще не гарант контракта с производителем. ”Долгое время у меня не было никакого эндорсмента” – говорит Rodney Howard. ”Я не сразу понял, что дело не в моих возможностях, а в уровне моей известности”. Todd Sucherman, который вышел на сцену играть уже в 6 лет, долгое время вообще даже не думал об этом – ”Я всегда был погружен в работу музыканта, играть хорошую музыку с хорошими музыкантами, эндорсмент и прочие подтверждения моих успехов для меня на втором месте”.
Mike Farriss подтверждает, что ”музыкант представляет продукт и если ему что-то в инструменте не нравится, то не следует играть на нем только потому, что он достался бесплатно”. А Bobby Boos видит эндорсеров компании как консультантов по продажам на передовой – ”Мы надеемся, что артист компании всегда сможет рассказать заинтересованным поклонникам о своем инструменте, иначе он оказывает нам медвежью услугу. Нам нужны музыканты, которые знают и любят нашу продукцию, а не просто люди, которым нужны тарелки”.
Действительно ли они бесплатные?
Обычно нет – такова уж ирония судьбы, и Farriss, который знаком с этим не понаслышке, говорит: "У меня приятельские отношения с большинством представителей по связям с артистами из других компаний, и одним из наших любимых заблуждений является распространенное мнение, что, когда артист наконец-то добивается достаточного успеха, чтобы покупать себе то, что он хочет, он получает все это бесплатно. Такой вот курьез". Да и представление о том, что бесплатное оборудование предоставляется в большом количестве, тоже взято с потолка. "Не все достается бесплатно, – говорит Farriss. – Подавляющее большинство наших артистов платят за продукцию. В каждом конкретном случае по-разному, и цена зависит от того, насколько прибыльным для нас является позиционирование, которое нам может предложить тот или иной артист".
Развеем еще один миф – по поводу больших выплат, которые якобы пожинают ведущие эндорсеры, когда заключают договор с компанией, производящей барабанное оборудование. “Говоря откровенно, индустрия ударных инструментов составляет очень небольшую часть индустрии музыкальных инструментов в целом, которая и сама по себе не является такой уж обширной, – говорит Boos. – Здесь не бывает сделок на огромные денежные суммы. Людям не платят за участие в рекламе. И Если Phil Collins выкраивает время из своего плотного графика для того, чтобы что-нибудь предпринять совместно с Sabian, то лишь потому, что это ему самому нравится".
Sabian работает по многоуровневой системе, которая отражает имидж артиста, сложившийся на рынке. "В США у компании Sabian насчитывается около 700 эндорсеров различный уровней, – говорит он. – Среди них можно встретить и эндорсера уровня C, которому мы предлагаем цену со скидкой и кое-какую помощь в выборе, но ведь в один прекрасный день и на него могут обрушиться и миллионные продажи дисков, и показы по MTV, и масштабные гастроли – вот тогда мы с ним и переходим на следующий уровень". Кстати, если хотите знать, музыкантам уровня C не предоставляется возможность самим выбирать себе тарелки на фабрике Sabian.
"Уровень B включает некоторое ограниченное число тарелок, получаемых без всякой платы, а остальные приобретаются со скидкой; ну и, конечно, сюда входит сервис. В таких вопросах следует все четко оговаривать, иначе недопонимание может в итоге вызвать путаницу. Мы стараемся очень четко излагать, чего мы ожидаем и что предлагаем".
Чего еще можно ожидать?
Sucherman говорит: "Жизнь коротка. Мне нравится окружать себя замечательными людьми, и я очень разборчиво отношусь к тому, кто входит в мое близкое окружение. Мне нужны такие люди, которым можно позвонить и поговорить с ними как с друзьями, в том числе и в те моменты, когда я в чем-нибудь нуждаюсь". А Sucherman, который проводит в разъездах примерно по 190 дней в год, нуждается в помощи при исполнении своей музыки. "Ты звонишь своим людям и говоришь им: "Мне нужна ударная установка в Европе или в Японии – для телешоу, концерта", чего угодно. По большому счету, самое важное для тебя – обеспечить выступление. И мне нужно только то, что необходимо для моего выступления".
И компании в ответ предлагают внушительное материально-техническое обеспечение. Farriss говорит: "Дело вовсе не в бесплатном оборудовании. Дело в сервисе. Допустим, барабанщику предстоят гастроли по Европе, и он получает бесплатную ударную установку от какой-нибудь барабанной компании, а установка эта находится здесь, в Штатах. Ему придется переправлять установку в Европу, а потом обратно. И вот тут-то "бесплатное" становится далеко не бесплатным. А с такой компанией, как Pearl, мы можем предоставить нашим эндорсерам ударную установку в Европе. К нам часто приезжают артисты из Великобритании, чтобы выступать в Нью-Йорке, и мы предоставляем им установку в дорожных футлярах, которую доставляем из Нашвилла. По окончании гастролей они отправляют ее нам обратно в Нашвилл. Группа не несет никаких расходов, кроме оплаты за пересылку. Гораздо дешевле доставить установку из Нашвилла, чем из Великобритании".
Многие профессиональные репетиционные залы также предлагают услуги по аренде оборудования и предоставляют техников-роуди [англ. roadie, помощник группы, ответственный за погрузку и выгрузку аппаратуры во время концертов и гастролей – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] для его доставки и возврата; такие услуги на профессиональном жаргоне называются "картедж" [англ. "cartage" – "перевозка"]. Farriss поясняет: "Иногда мы поручаем оборудование компаниям-перевозчикам вместо того, чтобы предоставлять это оборудование приезжим исполнителям. Приезжий артист, являющийся эндорсером Pearl, может бесплатно арендовать установку Pearl через какую-либо из многих компаний-перевозчиков". Означает ли это для артиста бесплатное удовольствие? Не совсем, уточняет Farriss. "Компания-перевозчик тоже несет накладные расходы, поэтому артисту приходится оплачивать услуги доставки, однако плата за аренду самой установки не взимается".
Howard полностью полагается на компании, эндорсером которых он является, и уверен, что ему всегда помогут подготовиться к очередному выходу на музыкальную сцену. "Наиболее значительные выступления у меня были с такими исполнителями как Gavin DeGraw, Regina Spektor и вот сейчас – с Avril Levigne. И все эти три случая очень разные. Что подходит для концертов Gavin’а, отличается от того, что нужно для концертов Regina, и совершенно не похоже на выступления Avril. Вся моя ударная установка должна изменяться, подстраиваясь под эти выступления, включая и мои тарелки. На каком-то этапе я перешел с бас-барабана 24" на 20", с палочек 5B – на 5A, с толстых тарелок – на легкие джазовые тарелки".
Размеры компаний, практикующих эндорсмент, как и сфера их деятельности, также могут оказывать влияние на профессиональные взаимоотношения артиста. Howard часто репетирует в студии, которая арендует барабаны Pearl. Он пробует там различные вещи, а результаты берет себе на заметку. При необходимости он сам может попросить у компании Pearl эти барабаны. "В частности, на концертах Avril, – говорит он, – мне нужно множество необычных барабанов. Она твердо настаивает на том, чтобы каждая нота, звучащая со сцены, исполнялась вручную, так что мне пришлось довольно много экспериментировать, чтобы сделать звучание драм-машины живым, как на ее записях, не прибегая к помощи электроники. На этих выступлениях у меня три хай-хэта и том 13" в качестве бас-барабана в дополнение к обычному моему бас-барабану. И компания Pearl очень мне в этом помогает".
Как насчет мастер-классов?
Туры, устраиваемые с целью проведения мастер-классов, могут быть еще одним потенциальным источником прибыли, возникающим на ниве взаимоотношений артиста и компании. Sucherman, который за прошлый год ухитрился провести с десяток мастер-классов, предлагает пример того, как это работает на практике. "Музыкальный магазин делает запрос по поводу такого-то конкретного барабанщика, обычно через компанию, производящую барабаны или тарелки. Компания проверяет, когда у барабанщика имеется подходящее для встречи время. Допустим, компания Pearl назначила мне дату проведения мастер-класса. Представитель Pearl, ответственный за эту сферу, связывается [в случае с Suchermann’ом] с компаниями Sabian, Pro-Mark и Remo. Все компании вносят свой вклад, помогая печатными материалами и сувенирной продукцией, доставляемыми к месту проведения мероприятия, а также решая вопросы по гонорару и проживанию артиста".
Стандартных расценок на мастер-классы не существует. "На самом деле, гонорар зависит от артиста, – объясняет Sucherman. – Вот я недавно проводил мастер-класс в колледже за небольшой гонорар, потому что мне понравилось, как они проводят учебные встречи, да и заняло это всего пару часов. Я получил от этого удовольствие!" И вообще, тут дело не в деньгах, соглашается Boos… по крайней мере, вопрос не сводиться только к этому. "Году этак в 1987 мы очень активно занимались проведением мастер-классов – это способствовало росту компании Sabian. У нас каждый год организовываются встречи, на которых мы собираемся вместе и работаем с нашими артистами над их презентациями, идеями – как удачными, так и не очень. Главное – это обучать людей, что-то им давать, вдохновлять их, делать так, чтобы им хотелось исполнять музыку. Музыка – это здорово. Нам не нужны музыканты, которые думают: "А пойду-ка я поторчу пару часиков в музыкальном магазине за барабанами да срублю кругленькую сумму".
Почему барабанщики меняют бренды?
Sucherman’у доводилось выступать эндорсером многих компаний, и вот что он говорит: "Я не хочу ни о ком отзываться дурно. Но иногда бывает так что качество сервиса снижается. Не думаю, что у меня слишком большие запросы. Мне нравится считать себя вполне покладистым человеком, но бывало, что и меня оставляли с носом. Поэтому иногда, когда ты не можешь получить того, что тебе нужно, наступает время выбирать новый курс".
Boos добавляет, что не последнюю роль может играть и политика. "Для некоторых эндорсмент превращается просто-напросто в постоянную погоню за наживой. Они меняют компании, чтобы получить побольше выгоды, урвать наиболее лакомое предложение, и, бывает, возвращаются к той же компании, с которой начинали, но, как правило, уже на более выгодных для себя условиях. Нам не нравится играть в подобные игры, и поэтому мы поддерживаем отношения с кем-то одним, все по-честному. А вот если взаимоотношения оказываются непродуктивными, тогда – да, мы расстаемся. Для нас главное – качество, а не количество.
Изменения в "реестре" исходят от участников по обе стороны баррикад. "Некоторые компании каждый год проводят у себя "чистку", – прибавляет Boos, – и тогда отсеянные бедолаги отправляются на выставку NAMM show в поисках новой сделки". Но компания Sabian считает, что практиковать подобный подход – недальновидно. "В карьере музыкантов бывают взлеты и падения, это ведь как жизнь. И если в данный момент ты переживаешь спад, в Sabian тебе не скажут: "Мы не желаем больше иметь с вами дело". Возможно, мы будем называть тебя "непродуктивным" или еще как-нибудь, но кто знает? Ведь через пять лет ты можешь позвонить и сказать: "Эй, помните меня? Я только что оформил договор на гастроли с Led Zeppelin".
А еще Boos сетует на "текучку кадров", которая наблюдается в современной музыкальной индустрии. "Сегодня люди могут прийти и уйти раньше, чем ты с ними как следует познакомишься. Не успеваешь и глазом моргнуть: все происходит быстро, как на просторах Интернета. Разок заявили о себе – а через месяц уже растворились в виртуальном пространстве. Сегодня это совершенно обычное дело. И это очень печально, поскольку люди вкладывают много времени и усилий в свою деятельность".
Достаточно ли просто пожать руки?
Может быть, так делалось раньше, во времена Buddy Rich и Gene Krupa, но это давно уже в прошлом. "К сожалению, в наши дни необходимо наличие контракта, – говорит Farriss. – Мы знаем, что мы можем предложить артисту: продукцию и сервис в разных странах мира, иногда плюс к этому – рекламу. Чтобы обезопасить себя и обеспечить четкое взаимопонимание, мы прибегаем к контракту, в котором говорится, что мы имеем право использовать имя артиста и т.п. для рекламирования или какого-либо иного продвижения своей продукции".
Но, в конце концов, миром правит любовь, а не адвокаты. Если артисту не нравятся барабаны или его не устраивает отношение к себе, сделка расторгается. Farriss оговаривает следующий важный момент: "Имеет ли такой контракт обязательную силу? Нет, потому что мы не станем удерживать у себя музыканта, которого не устраивает продукция. Из него все равно не получится хорошего представителя. Ведь эндорсеры – это и есть наши представители в данной сфере. Никто не знает, кто такой Mike Farriss, зато почти все знают, кто такие Chad Smith, Morgan Rose или Joey Jordison".
С чего начать?
Boos по этому поводу говорит просто: "По сути, если человек присылает пакет информации – это можно считать подачей заявления о приеме на работу в качестве специального представителя компании Sabian. Только не стоит адресовать вашу информацию "отделу эндорсмента". Я вас прошу! Разузнайте хотя бы мое имя! Присылайте информацию реальному лицу с реальным адресом. Можете прислать письмо, можете – посылку. Но пусть все будет четко и сжато: "Это такой-то и такой-то, учился там-то и там-то, цель – преподавание, исполнение" – что угодно. Включите в свой пакет демонстрационную запись – тройку песен, слишком много не нужно, пусть будет меньше, но лучше. У меня нет времени читать целую кучу бумаг".
Farriss соглашается: "Нам нужны профессионально составленные информационные пакеты, которые обычно включают фотографию группы, ее биографию, а также личное фото и персональную биографию, чтобы мы знали, как выглядит барабанщик, и были бы немного знакомы с его историей. Кроме того, нам желательны самые свежие музыкальные записи. Встречаются, конечно, прекрасные барабанщики, не причисляющие себя ни в какой группе, но это – исключение из правил. Обычно мы ищем барабанщиков, играющих в группе, поскольку нас интересуют и организации, связанные с деятельностью группы: звукозаписывающая компания, управляющая компания – т.е. то профессиональное подспорье, которое свидетельствует о готовности группы к новому серьезному этапу".
Иначе говоря, будут проверены ваши рекомендации. Farriss добавляет: "Если есть кто-то (в данной индустрии), кому нравится ваша группа и кто может дать вам рекомендацию, включите таковых в список. В США насчитывается, пожалуй, не больше дюжины специалистов нашего профиля, занимающихся связями с артистами, и мы общаемся друг с другом. Мир тесен, а индустрия музыкальных инструментов – и подавно. Нам стоит только снять трубку телефона, чтобы поинтересоваться: "Слушай, а что известно о таком-то и таком-то?" У нас также есть возможность получать множество рекомендаций от других артистов. Keith Harris из Black Eyed Peas – один из превосходнейших исполнителей, которых я когда-либо встречал, и он рекомендовал нам кое-кого. А ведь это не шутка – явиться по рекомендации Keith’а. Поэтому я просто спросил у вновь прибывшего: "Что вам требуется?"
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.