Виды захватов палочек, техники Моллера и Гладстоуна
Различные методы и теории барабанного искусства, которые развиваются уже на протяжении многих лет, особенно касающиеся того, как мы держим барабанную палочку, – это результат целых поколений проб и ошибок, и они предлагают нам бесчисленные способы отточить свое мастерство, в то же время максимально расширив свои физические возможности. Надеемся, что представленный здесь разбор основных разновидностей захвата палочек поможет набить руку (извините за каламбур) как начинающим, так и опытным барабанщикам. Изучите каждую из этих техник, возьмите на вооружение преимущества, которые каждая из них предлагает, и используйте их для развития и углубления собственного уникального стиля и техники. Кто знает? Быть может, вы изобретете совершенно новый захват, который внесет революцию в барабанное искусство, но сначала не повредит повторить азы.
Существует парочка принципов, которые являются фундаментальными практически для любого известного захвата и любой техники постановки рук. Прежде всего, настоятельно рекомендуем вам учиться держать палочку во время игры расслаблено. Конечно, до разумных пределов, а иначе вашим товарищам по группе придется надевать защитные очки, когда они рядом с вами; но тем не менее захват должен быть достаточно свободным, и тогда эта техника сможет творить чудеса. Пресловутая "мертвая хватка" полезна лишь тогда, когда нужно что-то насмерть угробить, в данном случае – ощущение и грув, не говоря уже о сухожилиях и нервах ваших рук.
Бытует мнение, что тендинит [дистрофия тканей сухожилия – прим. Drumspeech.com] у барабанщиков вызывается, главным образом, длительными повторяющимися движениями, свойственными драммингу, однако он в значительной мере может быть усугублен и из-за чрезмерно зажатого захвата. Почтенный гуру техники Jim Chapin в своем задушевном видео 1992 года под названием "Speed, Power, Control, Endurance" ("Скорость, мощь, контроль, выдержка") поясняет, что сила захвата должна быть такой, как будто вы держите в руках оперившегося птенчика, – иными словами, сжимать палочку следует ровно настолько, чтобы она не улетела. "Палочка у меня в руке не должна быть как прикованная, – подчеркивает он, добавляя: – Если кто-то тебе говорит: "Без боли нет результата", пристрели его!"
Второй "закон захвата" – правильное использование замка пальцев [англ. finger fulcrum ("точка поворота") – место фиксации палочки пальцами – прим. Drumspeech.com]. Замок это ось вращения удерживаемой вами палочки. В обычных обстоятельствах за исключением случаев, когда вы контролируете палочки одними только пальцами, а ваши запястья, руки и верхняя часть туловища остаются неподвижными, словно статуя, – как при скоростном ударе, обрисованном ниже, замок пальцев – лишь один из целого ряда замков, которые работают в совокупности при выполнении удара. Выражаясь техническим языком, все эти оси вращения представляют собой комплексную систему рычагов, в которой задействованы пальцы, запястье, локоть и плечо – а возможно, даже талия. Точное место расположения замка больше всего зависит от применяемого захвата (в большинстве захватов используется либо указательный, либо средний палец), при этом можно четко выделить две категории – "традиционный" захват и "симметричный" захват.
Традиционный захват
Традиционный захват показанный на фото с ведущей рукой в положении американского захвата. Традиционный захват – это выбор де-факто для джазменов и тех, чей опыт опирается на классическую школу.
Традиционный захват, иногда называемый еще "ортодоксальным захватом" (несомненно, это более впечатляющее название, поскольку в нем чувствуется отношение к барабанному искусству как к религии), – это живое свидетельство былой исторической роли барабанщика в обществе, когда он являлся хранителем порядка на поле боя и служил главным звеном коммуникации между солдатом и командиром. С небрежно перекинутым через плечо маршевым барабаном военному барабанщику прежних времен необходимо было сохранять полную маневренность, чтобы уверенно выполнять свою работу. Это достигалось за счет ношения барабана под углом 45 градусов, так чтобы кожа мембраны была обращена к ведущей руке. В результате, чтобы приспособиться к этому углу, для второй (не ведущей) руки развился уникальный нижний захват, который и по сей день сохраняется в мире барабанщиков, надолго пережив свое первоначальное назначение.
Cлегка согните безымянный палец и мизинец и положите передний конец палочки на основание ногтя безымянного пальца. И наконец, опустите на палочку указательный палец так, чтобы он перекрещивался с большим пальцем, и закройте захват. Главное ударное движение при ударе традиционным захватом требует вращения запястья по направлению внутрь, как если бы вы поворачивали круглую дверную ручку (по часовой стрелке левой рукой, против часовой стрелки – правой).
Согласно специалисту по истории барабанного дела Sanford A. Moeller’у, для ведущей руки у барабанщиков времен Гражданской войны использовался так называемый "античный захват", при котором мизинец фиксировал комель палочки в кисти, образовывая замок, в то время как другие пальцы сохраняли лишь слабый контакт с палочкой, а большой палец размещался под ними, наподобие того, как держат бейсбольную биту.
Если говорить о практичности, сторонники традиционного захвата настаивают, что он способствует исполнению более тихих пассажей, в то время как критики заявляют о его неполноценности в том плане, что ему недостает мощи для удара. Ярким исключением из этих общих точек зрения является мнение Stewart Copeland’а. В интервью с Rolling Stone 1997 года Copeland клянется в верности традиционному захвату, заявляя о его непревзойденной мощи и сопровождая свои слова "анатомическим" пояснением: "Вся суть использования традиционного захвата состоит в том, что это наиболее эффективный способ использовать вашу руку, чтобы бить в барабан. С традиционным захватом вы можете бить в 50 раз сильнее, чем с симметричным. Симметричный захват не дает вам мощи: при симметричном захвате вы используете только мышцы верхней части предплечья вместо того, чтобы использовать большие мышцы нижней его части, как при традиционном захвате. Таким образом, вы можете получить гораздо более сильный удар". С тех пор Copeland неоднократно подтверждал свою позицию на этот счет. Среди других современных приверженцев традиционного захвата – такие музыканты, как Steve Gadd, Lenny White, а также недавно обращенный в "ортодоксальную веру" Neil Peart.
И все-таки, со всеми ярыми критиками и защитниками, традиционный захват, несмотря на то, что в последнее время его пытаются применять и в рок-музыке, остается предпочитаемым захватом джазменов по всему миру. Кроме того, он, похоже, давно и прочно обосновался в высокопрофессиональных маршевых подразделениях барабанщиков и горнистов – дальних "потомках" военных барабанных подразделений, от которых они и берут свое начало. Именно благодаря этой связи с подразделениями барабанщиков и горнистов традиционный захват прочно ассоциируется с классическим изучением рудиментарной игры на ударных.
В конечном итоге барабанщики по обе стороны баррикад, кажется, сходятся во мнении, что подлинное преимущество традиционного захвата над любой разновидностью симметричного захвата – это его эстетический внешний вид (что вполне понятно на фоне цветастых тарелок и украшенных графикой барабанных пластиков). Намеренно или нет, но любой из нижеследующих пунктов может подразумевать использование этого захвата: 1) Я испытываю определенное почтение к былым мастерам драмминга и к прекрасной традиции, которую они помогли взрастить. 2) Я люблю и/или играю джаз – либо желаю походить на тех, кто ее любит и/или играет. 3) Я изучал рудиментарную игру на ударных классическим способом.
Симметричные захваты
В противоположность традиционному захвату, вы встретите всевозможные разновидности верхних захватов для ведущей руки, которые, при применении к обеим рукам, известны под термином "симметричный" захват. Они мало что могут сказать с визуальной точки зрения (разве то, что вы, возможно, не были воспитаны на барабанных поединках Buddy Rich/Gene Krupa) и, пожалуй, уделяют большее внимание эргономичному стилю игры. Преимущества очевидны. К примеру, вам не нужно учиться дважды, как держать палочку: обе руки выполняют в точности одну и ту же операцию. Благодаря этому проще достичь стабильного однородного звучания.
Раскройте кисть руки ладонью вверх, поместите в нее палочку, так чтобы головка была направлена в сторону от вас, и закройте ладонь естественным способом, прочно поместив подушечку большого пальца (замок в любой разновидности верхнего захвата) на палочку напротив указательного или среднего пальца. Теперь движение работающей палочки зависит от выбранной вами разновидности верхнего захвата. Подавляющее большинство барабанщиков используют какую-либо вариацию "немецкого", "французского" захвата или гибридную комбинацию того и другого, известную под названием "американского" захвата.
В немецком захвате ладони держим параллельно пластику барабана, так чтобы большой палец помещался сбоку палочки, а тыльная часть кисти руки оставалась плоской. Главное движение удара сочетает в себе в равной степени действие пальцев со сгибанием запястья вверх и вниз. Из-за активного участия внутренних мышц предплечья, используемых в данной технике для резких движений запястьем (и чтобы уважительно поспорить с Stewart Copeland’ом), часто считается, что этот захват обеспечивает более мощный удар.
И наоборот, в французском захвате ладони обращены внутрь, а большой палец помещен непосредственно сверху палочки. Это снимает какую-то часть ответственности с запястья, в результате чего получается удар, который в большей степени зависит от действий пальцев. Считается, что именно роль более мелких мышц ладони и пальцев обеспечивает больше контроля, изящности и скорости в более обширном динамическом диапазоне. В число знаменитых приверженцев французского захвата входят John Bonham, Billy Cobham и Bill Bruford. Также, если вы когда-нибудь смотрели конкурс "Самый быстрый барабанщик в мире", вы отметите, что победители конкурса неизменно пользуются разновидностью этой техники с неподвижным запястьем, когда все зависит только от действий пальцев, что в данном случае мы называем "скоростным ударом" (speed stroke).
В действительности, большой процент барабанщиков не придерживаются строго какого-либо одного их вышеперечисленных захватов. Среди них всегда будут новички и самоучки, которые просто берут палочки и начинают играть, держа их так, как им наиболее удобно. Эти ребята применяют захват, который обычно называется "американским". При этом захвате ладони не обращены ни прямо вниз, ни внутрь, и американскому захвату можно обучаться либо как намеренному сочетанию немецкого и французского захватов с поиском особых преимуществ того и другого, либо в результате отказа от строгих требований (или их игнорирования), связанных с эргономичностью. В конечном счете, американский захват обладает одной важной, положительной особенностью: он носит "инстинктивный" характер и таким образом требует наименьшего количества внимания и тренировки мышц, чем любой другой.
Теперь разберем каждый из симметричных захватов еще раз, но с фото:
Немецкий захват
Ладони держим полностью параллельно пластику барабана, палочки лежат так, что образуют как бы широкий "кусок пирога" над барабаном. Комбинированное использование запястья, пальцев и внутренних мышц предплечья придает данному захвату существенное преимущество в плане мощи.
Французский захват
Ладони повернуты перпендикулярно пластику барабана, большие пальцы лежат на палочках сверху – это французский или "литавровый" захват; локти располагаются ближе к телу, а пальцы имеют больший контакт с палочкой, что обеспечивает более контролируемый и изящный удар.
Античный захват
Малоизвестный захват, хорош разве что для громкости и мало для чего еще – этот захват не особо часто практикуется со времен войны (имеется в виду Гражданская война). Большой палец охватывает палочку снизу, мизинец же исполняет роль "замка", и получающийся в результате удар практически полностью зависит от действий запястья, а такие вещи, как отскок и динамика, так слабы, что проявляются едва заметно.
Техника Moeller’а
Независимо от того, какой захват вы предпочитаете, важно знать две классических школы постановки рук. Первая и наиболее известная из этих методик, впервые разработанная Sanford A. Moeller’ом в начале 20-го века и широко пропагандируемая поздним Jim Chapin’ом, – это прославленная техника Moeller’а. Чаще всего ассоциируемая с немецким захватом, техника Moeller’а делает ставку на развитие скорости рук, мощности и контроля над палочками, а также на полную расслабленность мышц всей руки.
Техника эта достигается за счет освоения особого удара, который многие описывают как сильное "хлёсткое" движение по направлению вниз. За этим хлещущим ударом, обычно акцентированным, затем следует либо один-два неакцентированных "движения вверх" (upstroke), во время которых кисть руки возвращается в исходное положение, попутно ударяя в барабан. Хотя некоторые приверженцы техники Moeller’а твердо придерживаются мнения, что удары при движении вверх (upstroke) должны порождаться только за счет отскока, Chapin практиковал очень специфический подход к индивидуальной артикуляции каждой ноты. Он настаивал, что влияние отскока минимальное и каждому удару требуется уделять столько же усилий, сколько и предыдущему.
Но каким бы блистательным музыкантом ни был мистер Chapin, в плане вербальной артикуляции он несколько менее талантлив, и поэтому самый великий последователь Moeller’а не всегда умел дать внятное объяснение относительно того, что же требуется для овладения данной техникой. Вместо этого самый величайший его дар для нас (помимо коллекции превосходных методических пособий, одно из которых, "Передовые техники для современного барабанщика" [Advanced Techniques For The Modern Drummer], и по сей день считается "библией" по развитию джазовой координации движений) – это то, с каким потрясающим великолепием демонстрирует он эту технику в различных запечатленных на видеопленку ситуациях (некоторые из этих съемок можно найти YouTube, если ввести в поисковой строке его имя). Вам будет полезно просмотреть как можно больше видеоматериалов с этим приятным и непоследовательным человеком, чтобы развить понимание механики, которая лежит в основе техники Moeller’а.
Еще один известный последователь Moeller’а, Dave Weckl, демонстрирует хлёсткие удары на подъёме кисти (upstroke) и несколько более внятно разъясняет их механику в своей видеошколе 2000 года: Dave Weckl, A Natural Evolution – How To Develop Technique ("Dave Weckl: естественная эволюция – как развить технику"). Хотя с виду это похоже на технику и демонстрацию Chapin’а, однако описание Weckl’а отличается тем, что он утверждает: для верного исполнения удар должен зависеть от отскока.
1. Специфичное "хлещущее" движение Moeller’а начинается с поднятия локтя, при этом запястье и пальцы остаются как можно более расслабленными.
2. При опускании локтя предплечье и палочка образуют угол, обращенный вершиной вверх, который предваряет хлещущее движение.
3. Первый удар по направлению движения вниз (downstroke) служит в качестве акцентированной ноты триольного рисунка.
4. Второй удар зависит либо от энергии отскока при первом ударе, либо от намеренного контролирования пальцев, в зависимости от вашей научной школы и/или скорости удара.
5. Третий и последний удар выполняется на движении вверх (upstroke), в то время как локоть поднимается, чтобы начать очередной цикл движений по технике Moeller’а.
Техника Gladstone'a
Вторая школа постановки рук, разработанная на основе уникального стиля игры на ударных, которым владел Billy Gladstone, участник коллектива Radio City Music Hall в эпоху 1930-40 гг, характеризуется существенно меньшей популярностью, чем предыдущая – можно даже сказать, что она малоизвестна – возможно, из-за сравнительно молодого возраста ее именно как методики. Как бы там ни было, техника Gladstone’а может похвастаться целым рядом преданных последователей, практикующих легкую скоростную игру, начиная с некоторых наиболее выдающихся последователей: Joe Morello, Buddy Rich’а и Shelly Manne’а (это лишь несколько имен).
Вступая в некоторые разногласия с техникой Moeller’а, техника Gladstone’а делает ставку на полное совершение отскока и максимизацию энергии, которая уже присутствует в движущейся барабанной палочке. Хотя следует заметить, что обе системы полностью согласуются друг с другом по поводу отказа от какого бы то ни было мышечного напряжения, техника Gladstone’а развивает этот принцип несколько глубже, подчеркивая, что никогда не следует прилагать никаких усилий на то, чтобы поднимать палочку после удара. В итоге действует только ответная реакция при отскоке, и барабанщику остается лишь бить палочкой в барабан как можно быстрее, с силой, достаточной для того, чтобы палочка возвращалась в исходное положение (вспомните, как ведут мяч в баскетболе). Это называется "свободный удар" (free stroke).
Контролируя возврат палочки путем остановки ее на определенном расстоянии от пластика барабана – в низком, среднем или высоком положении, – барабанщик определяет, насколько интенсивной будет динамика следующего удара, который называется "контролируемым ударом" (control stroke). Все это, естественно, выполняется при таком расслабленном захвате, что говорят даже: если палочка периодически не вылетает у тебя из рук, значит, ты делаешь что-то не так.
Jojo Mayer, знаменитый приверженец техники Gladstone’а, в своей продолжительной, высокоинформативной видеошколе "Секретное оружие для современного барабанщика" [Secret Weapons For The Modern Drummer] предлагает великолепную демонстрацию, равно как и описание комбинированного действия запястья и пальцев, которое составляет технику Gladstone’а.
Как бы там ни было, нет двух одинаковых человеческих тел, и поэтому постоянно будут развиваться различные вариации разных техник, чтобы отвечать потребностям постоянно растущей и разнообразной армии барабанщиков. Поэтому, прежде чем ломать голову над тем, становиться ли вам преданным поклонником Moeller’а или же несгибаемым апостолом Gladstone’а, помните, что игра на ударных – это форма художественного выражения, и не существует самого лучшего способа ее осуществления, есть лишь способ, который лучше всего подходит вам.
Thomas Lang.