АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам журнала www.moderndrummer.com

перевод - webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Drum'n'bass барабанщики

Сложно встретить барабанщика, не поддавшегося искушению сыграть drum'n'bass ритм, ведь известно, что ломанные ритмы действуют на барабанщиков особенно сильно. И хотя стиль drum'n'bass не приобрел широкой популярности, так и оставшись в бункерах ночных техно-клубов и рейвов, такие артисты жанра как Goldie и Roni Size отняли большой кусок пирога у музыкального шоу-бизнеса. Барабанщики же долго раскачивались, скорее по причине подсознательной нелюбви к запрограммированным ритмам, но со временем сформировалось целое движение барабанщиков играющих d'n'b на живых выступлениях, делая музыку доступнее для понимая и превращая стиль в целое направление барабанного искусства. Лидерами и основателями направления стали Zach Danziger, Jojo Mayer, Tony Verderosa, Karsh Kale, Yuval Gabay и Johnny Rabb.

"Jungle появился в начале 90-х" - говорит Dj Hive из Лондона, видный деятель стиля, - "Обычно Dj просто ускорял биты в два раза, то есть берем ритмы из реггей и хип-хопа, темп которых 90 bpm и ускоряем. Первые Jungle записи были где-то под 140, но затем лет за пять нормой стало 170/175. После появились подстили с темным звучанием и стиль разделился на подкатегории. Например, 'tech step', в котором больше влияния техно-музыки и 'jump up' c влиянием хип-хопа".

Многие "ломанные биты" знакомы нам по старым записям James Brown, Bob Marley и Meters, но обычно все скоростные ритмы написаны на компьютере с использованием одинаковых сэмплов, либо на старенькой драм-машине Roland 808.

"Основной jungle-бит это ускоренный бит стиля breakbeat" - говорит Jojo Mayer. "Многое родом из Dub и Dancehall (стиль поп-музыки Ямайки - прим. Drumspeech.com). Часто продюсеры просто покупают CD с сэмплами и пользуются сэмплами на два такта при создании рекламного джингла. Ритмы родом из хип-хопа это известные, легко узнаваемые сэмплы из игры барабанщиков Stubblefield, Bonham или музыки the Meters. Но такие парни как Squarepusher программируют все сами, они мыслят как барабанщики и выдают по-настоящему убийственные биты".

Вполне в духе первопроходцев электронного звучания, таких как Afrika Bambatta, Public Enemy, Pierre Boulez и Edgard Varese, многое создается путем экспериментов или случайным образом. "Это как - а что если мы возьмем это и нарежем, добавим сверху нот на секвенсере" - объясняет барабанщик Tony Verdosa. "Как это звучит? А что если добавить такой ээфект и затем сделать реверс? Многие скажут, что результат случайный. Но никогда не знаешь, что получится в итоге и всегда есть выбор что оставить, а что убрать."

Dj Hive скептически настроен к достижению живыми барабанщиками звучания с винтажных сэмплов типа "Amen Break" и других - "Повторить в точности звучание не получится, разве что сымитировать, так как записывались они старыми ленточными микрофонами. Можно также сыграть, но характер звука уже не воспроизвести.


Amen Break история


В данной статье на примере шести барабанщиков из указанных выше, играющих подобные биты, узнаем, что привело их в d'n'b, и с какими сложностями связанными со стилем приходилось сталкиваться.

Tony Verdosa

Tony Verdosa играет d'n'b с середины 90-х годов. Он также сам пишет музыку и делает ремиксы с живыми барабанами и сэмплами. "D'n'b это способ назвать множество музыкальных явлений повлиявших на меня" - говорит он. "Назову для примера - Goldie, Metalheadz, Roni Size, Squarepusher, Plug, Future Sound Of London, The Orb, Aphex Twin. Я давно увлекаюсь сэмплированием и записью необычных звуковых эффектов. Делал попытки вместить их в джазовое сообщество, где были заложены мои основы как музыканта, но люди из джаза не принимают такой музыки, считая ее слишком грубой и агрессивной. Поэтому, я почувствовал себя как дома когда встретил людей которые совмещают джангл-биты и сэмплы с хардкор-звучанием.

"Мой подход это стать барабанщиком-секвенсором. Как, например, Plug (Luke Vibert), который все создает на секвенсоре компьютера и сэмплы тоже с секвенсора. Roni Size прошел через горнило Нью-Йорка играя только на виниле. В общем, контроль я беру на себя, используя небольшие звуковые эффекты, лупы. Каждый элемент звучания встроен в электронную установку, а я сажусь за нее и делаю микс вживую перед публикой. Я могу назначить контроль за фильтрами на левую ногу и поменять любой интересный параметр в зависимости от силы удара палочкой или ногой. Я могу играть партии бас-гитары, вокала, а слева у меня полноценная акустическая установка на пять барабанов. Так что у меня лучшее из обоих миров.


Tony Verderosa Studio - Live Breakbeat Remix


На акустике у меня кленовый малый барабан Yamaha Peter Erskine 12" настроенный очень высоко и стандартный малый барабан Yamaha Recording Custom. Остальные малые на электронике. Бас-барабан с жирным звуком на 22". Томы 10" и 12", напольным можно считать малый Эрскина. Два набора хэтов Sabian VFX Distortion и 12" Mini, парочка крэшей VFX, райд и мини-райд".

Verdosa не очень беспокоится о проблеме игры в быстрых темпах: "У меня два способа решения. Первый это постоянные занятия в темпах между 150 и 190 до точного исполнения фраз, а второй это использование всяких трюков где это возможно. Например, я подмешиваю небольшие фрагменты сэмплов, это может быть бит или его часть, звук напоминающий райд с ощущением двух шестнадцатых".

Еще Verdosa использует эффект-тарелку Sabian V-Wave. "Она похожа на волну. Если играть апстрок (upstroke) в волну 16-ми в темпе 100, звучит как 200. Многие рисунки я играю в эту тарелку. Мне нравится играть на концертах звуки в точности как на записи. Вот почему я использую смесь из электронных и акустических звуков. Много времени я уделяю созданию звучания подходящего под стиль. У меня семплер Yamaha-3000, который позволяет использовать внутренние эффекты, интересные фильтры и проектировать новое окружение под каждую мелодию. Упор на звуковой дизайн, будь то аналоговый эффект баса, барабан или луп".

"Можно записать хип-хоп грув, скажем, в 95 bpm" - добавляет Tony, - "или jungle-грув в 170 bpm. Как только появилась фраза на семплере на один или два такта, задача номер один творчески обыграть ее. Если вы хотите подражать лондонским записям, музыка должна быть механистичной. Но при этом стиль открыт для интерпретаций, так что я бывает расслабляюсь и просто импровизирую на акустике поверх jungle-лупов".

Jojo Mayer

Как и Verderosa, Jojo Mayer заинтересовался jungle музыкой в середине 90-х. Jojo говорит, что в стиле его привлекает отсутствие догм. "Все двери открыты и никто не говорит как играть, у всех свой подход и идеи. К примеру, нет правил по расстановке барабанов. Zach Danziger делает это совсем по-другому чем я, а Tony нашел свою фишку с электроникой. Стиль меняется очень быстро и это интересно."

Как же Jojo начал разбираться в стиле? "Я много играл по Европе и работал продюсером. И эти биты привлекли мое внимание, но когда я понял сколько часов уйдет на их программирование, я подумал, что проще научиться их играть. Можно сказать жизнь заставила, все свои лупы я записывал вживую."

Mayer использует сет из барабанов Sonor Jungle. "У меня на выбор бас-барабан 16x16 или 15х18, подвесные томы 10" и 14", мини-тимбалес с высоким звучанием, малый пикколо на 14" и набор прототипов, что Sonor сделали специально для меня - 4х12, металлический 3,5х12 (основной) и 5х10. Я все еще работаю над созданием малого барабана серии Sonor Jungle".

Jojo также создает прототипы тарелок Sabian для подобной музыки. "Нужен по-настоящему низкий звук с глубоким гулом. Пинга поменьше, побольше "тонг, тонг-тонг-тонг".


Jojo Mayer Breakbeat w/Nerve


Mayer настаивает, что в Nerve он не использует триггеры. "Я снова влюбился в акустическое звучание. Все триггеры поснимал и положил на полку. Мне интересно не только копировать музыкальную атмосферу, но и привносить что-то новое. Только сейчас ко мне пришло понимание как делать удар. Я понял, что только из хай-хэта можно извлечь тридцать звуков и мне не нужно три разных хэтовых набора. Можно достичь разнообразия если внимательно следить за ударом. Какой частью палочки играю, куда именно бью, с каким усилием играю ногой. Тщательно проработав эти нюансы можно создать новый стиль игры."

"Первым уроком для меня было поменять свой подход к игре на барабанах. В этом стиле я уже не мог как раньше просто вламывать за установкой, нужно было внимательно относится к звуку. Думать какой малый барабан больше подходит в определенные моменты, убирать лишнее, осторожно подбирать тарелки. Я придумал складывать тарелки в стопку одна на другую, чтобы добиться нужного шумового эффекта. Это одна из особенностей d'n'b музыки, поймать его звуковое ощущение". Вот например, никому не придет в голову играть босса-нову с ее легким воздухом между долями с таким же подходом как играют рок, так и здесь, нужно все делать воздушнее. Я не сторонник жесткого компьютерного ощущения в битах.

Нужна определенная техника для игры в этом стиле. Например, сыграть поток из шестнадцатых левой рукой в 170 bpm. Здесь пригодились мои технические наработки. Я применяю технику Моллера и движение push-pull. Это самое то для этих техник, но самое трудное это сыграть с нужным электронным или in the pocket звучанием. В этом нет ничего мистического, просто сыграйте как чувствуете сами. Многие барабанщики говорят мне, что джангл это ускоренные биты Джеймс Брауна. Вобщем, если переложить на ноты, то так оно и есть. Но это также как и сказать, что самба это такая разновидность шаффла, там тоже в бас-барабане шестнадцатая с точкой.

Mayer'а пригласил на свою вечеринку Prohibitive Beatz перкуссионист/таблист Karsh Kale, коллега по туру с Dj Spooky. "Karsh одинаково хорошо разбирается в классической индийской музыке и в творчестве Beastie Boys" - говорит Mayer. "Он мастер наслоения метрических модуляций. Мы играем сложную музыку, но публика все равно джэмует, им все равно пять это или одиннадцать, или резко сменился темп, они ко всему этому уже приучены сетами Dj. Где это видано, мы играем в 7/8 а девушки танцуют".

Karsh Kale

Karsh Kale переехал в Манхэттен пять лет назад и сразу стал играть на табла в джаз и хип-хоп группах. Он быстро стал лидирующим голосом в юго-азиатской фьюжн-музыке со своими джанглоподобными ритмами. Kate организовал собственную серию вечеринок Future Proof. "Я вовлекся в d'n'b потому что в нем интересные сложные ритмы и мне нравится смешивать табла и d'n'b, так как у последнего много общего с классическими индийскими ритмами".

"Мы не играем под клик или другой другой запрограммированный сэмпл" - продолжает Kale. "Мы сами играем закольцованные фрагменты, поэтому звучит словно запрограммировано. В этом привлекательность d'n'b музыки, это не джэм музыкантов, а некая прочная композиционная форма на 16 тактов, по такому же принципу строится индийская музыка на табла. Это дает жесткую дисциплину, внутри которой много свободы. Потому что внутри этого ритмического круга можно найти несчетное количество паттернов".

Kale собрал сет из электронных табла, потому что при игре с ударной установкой и бас-гитарой, акустические табла просто не слышно. "В этой музыке низкие частоты по-настоящему низкие, настолько, что стаканы в баре трещат" - смеется Kale. "Когда я играю на электронных табла, то это микс из нескольких моделей, и как результат это новый инструмент. На них я исполняю партии ударной установки помимо партий табла, получаются интересные звуковые текстуры.


Anoushka Shankar & Karsh Kale


Я также играю партии барабанов на клавишных, используя пальцевую технику игры на табла. По большей части d'n'b ритмы это два разных паттерна звучащих одновременно, и иногда с Jojo мы обмениваемся ритмами. Он играет бэкбит, а я что-то сверху и наоборот".

Кейла привлекает возможность играть на танцевальных вечеринках - "Рейв и танцевальные пати это места, где люди полностью сконцентрированы на танцевальном аспекте. Иначе выступление превращается в джаз-шоу, где публика просто сидит и смотрит."

Yuval Gabay

Барабанщик Yuval Gabay из Soul Coughing заинтересовался d'n'b в 94-м когда услышал Bristol's Full Cycle Crew, Roni Size, DJ Die, DJ Krust, MC Dynamite и проекты с лондонского лейбла Metalheadz основатель которого великий Goldie. "Я был сильно удивлен услышанным, это что вообще такое? Я купил парочку записей и до сих переслушиваю с удовольствием. Со временем эта музыка осела в мозгах и я стал одним из первых применять ее в своей игре, так как в 90-е вживую d'n'b никто не играл.

Есть психологический блок, что сложно играть из-за скорости. Но если ты можешь пропеть биты, то и сможешь их сыграть. Это основное условие - прочувствовать и воспроизвести. К тому же в таком темпе играют и в других стилях. Например, латиноамериканская меренге или джаз. Еще полезно пропевать партию баса. Если можешь играть бит и при этом пропевать партию бас-гитары, то это великолепный способ играть с грувом".

На выступлениях Gabay использует три малых барабана. "Низкий, средний и высокий - для полного покрытия спектра, а установку разделяю на три части. Я не играю на всех трех одновременно, а сменяю радикально звуковые цвета. Если использую большой бас-барабан и большие хэты, то к ним низкий малый барабан для очень низкого звука. А если небольшой бас-барабан, то высокий малый и обычный хэт. Мне нравится иметь под рукой как можно более широкую палитру".

Johnny Rabb

Johnny Rabb вырос в окрестностях Сакраменто, посещал Berklee School of Music, а сейчас живет неподалеку от Нэшвилла. Ежегодно он играет d'n'b ритмы на выставке NAMM show. "Я не популяризатор стиля, я просто получаю удовольствие. Пытаюсь вбирать в себя услышанное в стиле от других и создавать свою музыку". Rabb изучал основы по CD диску c сэмплами Jungle Warfare. "Купил этот сборник лупов за $100 и занимался под него".

Rabb записал видео Hip House Groove и написал книгу о джангл-драмминге. "Есть заблуждение, что это просто убыстренные рок и фьюжн биты" - говорит он. "Но это не фьюжн-драмминг, это разбитые куски фраз. Лупы это порезанные части из разных фраз и не обязательно когда режут ждут окончания такта, другая часть такта может быть из другой драм-машины, поэтому их сложно перекладывать в ноты".

"Часто использую прием, где в двухтактовой фразе" - продолжает Rabb, - "Бум ка бум, ка бум, тик тик тик тик-а-тик-тик-а-тик. На второй такт установка звучит очень высоко. На акустике вы никогда не будете звучать как запрограммированный электронный бит, но с японскими традиционными тао барабанами и эффект-тарелками фирмы Ufip, я смог добиться нужного мне звучания".

"А вообще необходимыми и достаточными будут райд, бас-барабан, малый барабан и хай-хэт" - говорит барабанщик. "Я большой любитель драм-машин, сэмплов и тому подобного. Но лучше отстранятся от этого и играть на настоящих барабанах, интересно увидеть, что могут создать люди за установкой".


Mark Guiliana - Beat music


Zach Danziger

Барабанщик Zach Danziger показал свой подход к игре jungle на фестивале Modern Drummer 1999. "По-началу я только программировал ритмы. Мне было интересно, что можно сделать с помощью нюансов программирования, экспериментировать с нарезанием и прокруткой назад. Затем мне захотелось сыграть это вживую. Я начал с пэдов с эффектами, речевыми сэмплами. После стал играть с лупами. На выступлениях мне приходится надевать наушники. Сейчас я создаю звуки, которые на акустической установке не доступны. В jungle звучание так же важно как и сама игра.

Danziger использует установку Yamaha custom jungle, в создании которой принимал участие. "По звуку я ориентировался на электронное звучание, чтобы насколько можно ближе воспроизвести его на акустике. Меня вдохновляют безумная музыка Aphex Twin, Squarepusher c их неистовыми темпами, быстрыми дробями которые появляются из неоткуда. Я купил концертник James Brown'а, и там они играют в темпах не меньше 160. Вот вам готовые драм'н'бейс грувы сыгранные вживую несколько десятилетий тому назад".

Clyde Stubblefield один из самых частоцитируемых сэмплами барабанщков. В d'n'b уже стали классикой его сэмплы "Amen Brother" и "Soul Pride". Но Danziger предпочитает записывать лупы сам. "Обращаю внимание на тонкие моменты в ощущении бита, где ухо подскажет, звучит ли это как jungle и при этом чтобы брейк не звучал типично. Я пытаюсь создать новые лупы в коллекцию.

Несмотря на всю мою любовь к мэйнстрим d'n'b, в своей группе Boomish мы делаем музыку отличную от канонов с уклоном в юмор. Мы много работали над созданием веселых моментов и разговорных фраз, чтобы люди запомнили трек".

Во многих грувах у Danziger'a нагружена левая, неведущая рука. "В левой руке я играю много гоуст-нот" - говорит он. "Как правило в стиле биты не линейные (linear drumming), то есть не разбиты на левую и правую руки. Многие jungle-биты это непрерывные 8-е на хэте или райде с вставками на малом. Начни с них, но помните, что в этом стиле нет правил. Сейчас я играю вещи в которых у меня присутствует плотный бэкбит на 2 и 4 с несколькими гоуст-нотами в левой, и непрерывный поток в райде или хэте. Но завтра все может измениться. Я многое взял из музыки James Brown, экспериментируя с длительностью нот, комьютерной обработкой звучания малого барабана. Очень сложно получить нужное звучание на акустике. За последние пять лет ничего кардинально нового не было, но я чувствую что мы на правильном пути к чему-то большему".


Venetian Snares - Frictional Nevada


При участии Дмитрий Арефьев - Школа игры на барабанах Back Beat & ДК Торфяник