Вступление на барабанах
Это случается со всеми нами. По радио крутят какую-нибудь песню – и вы уже притопываете ногой под музыку. Но через несколько тактов вдруг осознаете: что-то не заладилось. Ваша нога каким-то образом сбилась с сильной доли. Счет 1 вдруг оказывается где-то в другом месте, совсем не там, где, по вашим представлениям, он должен был находиться.
А вот ситуация похуже. Выдалась халтурка и нужно сыграть песню, которую вы не знаете, и вам говорят: "Вступление там довольно причудливое – слушай внимательно", – и в вскоре вы понимаете, что вы играете такое смещение долей, которым вправе гордиться Vinnie Colaiuta или Gavin Harrison. Барабанщики живут в тихом, трепетном страхе перед подобными унизительными моментами. И хуже всего то, что все мы знаем: если на сцене с песней что-то пойдет не так, то винить будут барабанщика, независимо от того, кто виноват на самом деле.
Некоторые песни оказывают этот эффект на слушателя совершенно случайно. Это может быть просто музыкальная иллюзия, вызванная тем, что мы воображаем или представляем себе какой-то ритмический рисунок, начиная со счета 1 или с какой-нибудь другой доли, в то время как на самом деле он начинается совсем не там. Другие песни сбивают слушателя с толку необычной расстановкой акцентов, из-за которого начало фразы воспринимается не там, где оно на самом деле. Некоторые песни обладают этим эффектом благодаря случайной ошибке, сделанной во время звукозаписи, которая затем была сохранена просто потому, что это хорошо звучало. В некоторых песнях эта техника используется целенаправленно, чтобы намеренно ввести вас в заблуждение. Подобные песни – сущее наказание. У таких музыкальных коллективов, как The Police, Rolling Stones, Van Halen и Led Zeppelin, есть много песен, которые начинаются подобным образом: создается такое ощущение, что никто вообще не знал, где был счет 1, и все сложилось воедино только благодаря случайной музыкальной согласованности во время записи песни.
Мы собрали нескольких хорошо известных и нескольких не столь известных примеров таких песен и попытались разобраться, как и почему возникает этот слуховой обман. Надеемся, что данный (разумеется, далеко не полный) перечень примеров подобных мелодий послужит в качестве наглядного вспомогательного материала, который сможет помочь вам предотвратить провал на сцене и добиться "единения" с группой.
Одна необычайно полезная техника, которая может помочь вам мастерски овладеть любым метром, – это простой счет. Многие барабанщики терпеть не могут считать. Признайтесь, что вы один из них. Однако это работает, при этом хорошо и быстро, и причем всегда. К тому же счет может помочь вам как следует вникнуть в песню, пока вы не "услышите" ее так, как надо. Для приведенных ниже примеров мы расписали барабанные партии вместе с партиями, играющими роль в этом слуховом обмане. Было бы полезно прослушивать оригиналы и одновременно с этим считать. Это прекрасное упражнение для тренировки слуха/мозга.
Во время написания этой статьи я обратил внимание, что сегодня такие вступления встречаются реже, чем 20-30 лет назад. Это была эпоха, предшествовавшая появлению ProTools [семейство программно-аппаратных комплексов студий звукозаписи для Mac и Windows производства компании Digidesign – прим. ]. Наше желание исправлять все свои – даже самые лучшие – ошибки может привести к тому, что со временем эти великолепные вступления будут преданы забвению. Надеюсь все-таки, что этого не произойдет, поскольку, как мне кажется, эти песни уникальны и интересны в том числе благодаря своим вступлениям. Ведь именно несовершенства (намеренные или какие-либо еще) позволяют понять, что перед вами творение живых людей.
"Rock And Roll" – Led Zeppelin
Каждому рок-барабанщику приходится иногда исполнять эту классическую вещь, и большинство перевирают вступление. Общая ошибка заключается в том, что первую ноту начинают играть на счет 1, а потом прибавляют дополнительные ноты к концу рисунка, чтобы в итоге получалось 4/4. Все вступление исполняется в размере 4/4, а начинается оно на "и" после счета 3, хотя некоторые барабанщики предпочитают думать, что оно начинается или заканчивается в размере 3/8. Счет здесь, безусловно, помогает. Большинство барабанщиков не знают, что John Bonham для этого вступления взял за основу (а может, и просто "передрал") вступление Charles Connor’а к песне Little Richard’а "Keep A Knockin’".
Led Zeppelin - Rock And Roll
"All Along The Watchtower" – Jimi Hendrix
Это вступление совершенно сумасшедшее. Вам может показаться, что оно начинается со счета 1. А может с таким же успехом показаться, что оно берет начало со счета 4. Готов поспорить, что у многих складывается впечатление, будто вступление начинается вообще где угодно, только не там, где это происходит на самом деле, – на счете ”и” после счета 3. И тот факт, что барабанщиком здесь выступает Mitch Mitchell, вряд ли чем-то поможет. Он представляет собой этакую джазово-рудиментарную разновидность Keith Moon’а. Его игра удивительна, импульсивна, причудлива, вдохновенна, совершенно непредсказуема и составляет неотъемлемую часть очарования Hendrix’а. В первых десяти тактах присутствует три отчетливых смены грува и ощущения. Вам потребуется GPS-навигатор, чтобы найти правильный путь при разборе этой вещи.
All Along the Watchtower - The Jimi Hendrix Experience
"I Wish" – Stevie Wonder
На бумаге это выглядит очевидным, но я знал нескольких студентов и видел других барабанщиков, которые на практике все перевирали. Забавно все-таки, что одного барабанщика подобные вступления могут совершенно сбить с толку, а другому показаться очевидными. Если для вас эта вещь оказалась не по зубам, то источник проблемы, надо полагать, заключается в мелодии басовой линии или в акценте малого барабана на "и" после счета 4.
I Wish - Stevie Wonder (1976)
"Take It Easy" – The Eagles
The Eagles получили известность благодаря своим блюзоподобным, навеянным кантри поп/рок-композициям, которые не покидали радиоэфир более десяти лет. С такими участниками группы, как Joe Walsh, Glenn Frey и Don Henley в качестве барабанщиков и вокалистов, нетрудно представить, почему эта супергруппа могла похвастаться целым рядом радиохитов. "Take It Easy" – лишь одна из нескольких мелодий The Eagles с замысловатыми вступлениями. Расстановка гитарных акцентов обычно воспринимается неправильно – как будто в каждом такте акцентируются доли 1 2и и4и – пока в девятом такте не вступают барабаны. Весь фокус тут в том, что гитарные аккорды на самом деле начинаются со счета 4.
Eagles - Take It Easy
"Start Me Up" – The Rolling Stones
Пожалуй, это наиболее известная из всех когда-либо имевших место ошибок записи. Charlie Watts не сумел определить первую долю в гитарном вступлении Keith Richard’а к песне "Start Me Up", напортачил в самом начале, а затем попытался исправить положение по ходу песни. Вот так и появился на свет этот самый известный в истории "прокол", который стал хитом и принес своему создателю уйму долларов. Я уверен, что он покатывался со смеху оттого, что заработал кучу денег столь оригинальным способом. Что ж, это лишний раз доказывает, что иногда случайная ошибка может стать самой интересной вещью из всего вашего репертуара.
"Start Me Up" – The Rolling Stones
"Since You’re Gone" – The Cars
The Cars – еще одна популярная в 80-е годы группа, которую вовсю крутили по радио и MTV благодаря целому ряду громких хитов. "Since You’re Gone" начинается с хлопков драммашины, затем вступают клавишные и гитары. Хлопки играют главную роль в создании слуховой иллюзии. Замысел в том, что они слышатся на сильных долях, а не на слабых.
"Since You’re Gone" – The Cars
"The Crunge" – Led Zeppelin
Я включил эту песню в перечень просто потому, что когда в последний раз перекладывал ее на ноты, то дал маху. Один внимательный читатель (не исключено, что вы все такие) указал мне на ошибку, и с тех пор я мечтал ее исправить. Ошибка моя заключалась в том, что я при помощи компьютерной программы зациклил первый такт грува, не просчитав все вступление. Я решил, что рисунок начинается со счета 1, а на самом деле он начинался со счета 6. Если бы я продолжил счет далее, то заметил бы, что и басовое, и гитарное вступления подсказывают, где на самом деле находится счет 1.
"The Crunge" – Led Zeppelin
“No More Tears” by Ozzy Osbourne
"No More Tears" имеет небольшое, но шикарное басовое вступление, которое исполняет Mike Inez, позднее игравший с Alice In Chains и Black Label Society. Трюк гарантирован – благодаря смене размера в такте, где вступает с барабанами Randy Castillo (в последний раз в составе этого коллектива). Мне пришлось проработать эту песню пару раз, прежде чем я распознал подвох с размером 9/8. Может быть, это и жульничество, но срабатывает прекрасно. Любой, кто начнет трясти головой в такт музыке в начале песни, гарантированно собьется, хотя бы на мгновение.
“No More Tears” by Ozzy Osbourne
"Pride & Joy" – Stevie Ray Vaughan
Все эти мелодии чем-то напоминают магические фокусы. Они легко играются, когда вам известен их секрет. В этой песне гитара вступает на счет 2, а не на 1. Если вы будете считать, это поможет вам разобраться с первого же раза. Я с таким же успехом мог выбрать и расписать песню "Couldn’t Stand The Weather" группы SRV – еще одну из этих мелодий с хитрым вступлением, в котором используется нечетный размер для достижения своих подлых целей.
“Pride & Joy” by Stevie Ray Vaughan
"Sold Me Down The River" – The Alarm
Песня "Sold Me Down The River" была крупнейшим хитом The Alarm в Америке и является одной из тех злонамеренных песен, которые были специально разработаны для того, чтобы выбивать вас из равновесия. На сей раз в этом повинен хитрый барабанщик Nigel Twist – когда в пятом такте вступают гитары, любой подумает, что именно здесь и находится счет 1. Этот искусный музыкальный коллектив выступает до сих пор, хотя кое-какие участники сменились. В 2004 году они успешно провернули большую мистификацию в индустрии звукозаписи, выпустив песню "45 RPM" якобы от имени молодой группы под названием Poppy Fields. Песня надолго задержалась в хит-парадах, и, подобно мистификации Garth Brooks’а, который создал своего "двойника" Chris Gaines’а [псевдоним, под которым кантри-певец Garth Brook играл альтернативный рок – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], из нее мы можем много чего узнать о музыкальной индустрии.
"Sold Me Down The River" – The Alarm
"Panama" – Van Halen
Гитарист Eddie Van Halen хорошо известен своими чокнутыми вступлениями, которые превращают жизнь барабанщиков в ад. С точки зрения гитаристов, как мне говорили, его партии вполне понятны. Но когда дело доходит до барабанов, то тут у нас в головах словно лампочка перегорает. Несколько месяцев назад я бился над песней "Unchained" Van Halen’а, и у меня мало что сходилось, пока "лампочка" не мигнула, а потом зажглась снова. Разумеется, Alex Van Halen предлагает нам не менее причудливую барабанную партию, которую не так-то просто осилить. При разборе этой вещи практически невозможно не лопухнуться, если не прибегать к счету. Честно говоря, даже если вы будете считать, все равно можно запросто лопухнуться. Фокус тут в следующем: нужно иметь в виду, что гитарная партия вступает на "и" после счета 1, и с этого момента уже не сбиваться.
"Panama" – Van Halen
"Honky Tonk Woman" – The Rolling Stones
Трюк этой песни состоит в том, что может показаться, будто ковбелл вступает на "и" после счета 4, а не на счет 1. Иллюзия усиливается и-за того, что ковбелл то приглушается, то наоборот, звучит в полную силу. Charlie Watts спасает положение своим смещенным на слабые доли, хотя и простым, вступлением.
"Honky Tonk Woman" – The Rolling Stones
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.