Запись томов студийные секреты
"Как они добиваются такого звучания?" В пятнадцатилетнем возрасте, после моей первой сессии звукозаписи, эта фраза прочно вошла в мой лексикон и навсегда там засела. С тех пор я произносил ее бесчисленное количество раз. В последний раз она сорвалась с моих губ буквально вчера вечером. Чтобы достичь великолепного звучания звукозаписи, нужно пройти долгий путь постоянного совершенствования; однако существуют кое-какие практические приемы и навыки, которые помогут сделать этот путь легче. Я ни в коем случае не претендую на то, что мои сведения исчерпывающие, просто хочу поделиться с вами кое-чем из того, что я усвоил, позаимствовал, украл и т.п. за минувшие 33 года, на протяжении которых делал все, чтобы добиться превосходного звучания томов.
Информация к размышлению
Если провести анализ, то можно обнаружить, что в большинстве песен присутствует относительно немного ударов в томы, особенно по сравнению, скажем, с ударами в хай-хэт или по тарелкам. И, тем не менее, значительная часть процесса записи и сведения звука отводится тому, чтобы добиться от томов хорошего звучания. С чем это связано? Может быть, это из-за того, что томы в количественном отношении могут превзойти все другие "голоса" ударной установки. Или оттого, что они всегда норовят звенеть, гудеть и грохотать, когда предпочтение отдается тишине. Может быть, дело просто в старых пластиках и плохой настройке. Каковы бы ни были сопутствующие факторы, не тревожьтесь: нужного звучания томов вполне можно достичь.
Стремление к достойному звучанию – это своего рода тесный совместный танец между барабанщиком, звукоинженером и продюсером. Во время записи звукоматериала, будь то заказ от клиента или ваш собственный проект, оставьте свое "я" при себе. Всегда существует еще чье-то аргументированное мнение или соображение, которое может поспособствовать улучшению звучания или музыкальности. Лично я с удовольствием учусь у других. В конечном итоге это лишь повышает качество музыки.
Элементы, которые составляют процесс записи томов – и барабанов в целом – многочисленны и сложны. Существует бесконечное количество всевозможных вариантов, в том числе выбор инструментов, микрофонов и предусилителей. Неверное решение по любому из данных пунктов может пагубно отразиться на качестве и конечном результате. В связи с этим давайте посмотрим на эти элементы в том порядке, в котором я обычно их рассматриваю:
Желаемый акустический "цвет" (естественное звучание помещения или звучание при близко расположенных микрофонах)
Инструмент (выбор барабанов, выбор пластика, настройка)
Микрофон (тип и размещение)
Микрофонный предусилитель
Функции сведения звукового материала (эквалайзер, компрессия, смешение и т.д.)
Запечатлеть во всей красе
Решения по вышеперечисленным элементам можно принимать только после того, как вам представлена "акустическая модель" того, что требуется записать. Это может быть либо словесное описание, либо запись, передающая желаемую атмосферу. Такой подход позволит всем следовать в одном направлении, а также даст возможность обсудить выбор барабанов и техники применения микрофонов в целом.
Имеющееся в наличии помещение для звукозаписи – это тоже решающий фактор при выборе техники использования микрофонов. Объемного, насыщенного, органичного, емкого звучания барабанов можно достичь при помощи всего трех микрофонов – если само помещение звучит хорошо.
Давайте признаем: акустика вашей спальной комнаты, скорее всего, не обеспечит должного качества при записи даже наилучших по звучанию барабанов. Если акустика помещения под вопросом, то лучше всего свести до минимума ее присутствие на записи путем использования большего количества микрофонов, обставив ими все инструменты на близком расстоянии. Лично я предпочитаю использовать больше микрофонов, чем мне может показаться необходимым для достижения нужного звучания. Просто это дает больше возможностей при сведении звукового материала. Если вы записали нужное вам звучание при помощи того или иного микрофона, это еще не значит, что вам требуется использовать именно его. Если можете добиться необходимого звучания без него – не используйте его!
В конечном итоге ваша цель – запечатлеть при помощи микрофонов то, что слышно в помещении. Старайтесь как можно точнее добиться желаемого звучания с помощью инструмента, расстановки и выбора микрофонов, прежде чем прибегать к эквалайзеру, компрессии или другим эффектам.
Звучание на разные случаи
Выбор подходящих барабанов – следующий шаг в процессе. Чаще всего выбирать инструмент предоставляется барабанщику. Но необходимо прислушиваться и к советам звукоинженера, артиста и продюсера: ведь именно они должны остаться довольными. В их власти нанять вас вновь или порекомендовать вас другим – либо не делать этого. Вот когда сдерживание своего "я" может оказаться по-настоящему важным.
Сколько томов вам на самом деле нужно для записи? Постоянный "гул" ("whine"), который исходит от томов в большей степени, чем от других элементов ударной установки (из-за ответной резонансной вибрации), "загрязняет" сведенную барабанную фонограмму. Поэтому, чтобы минимизировать гул, оставьте дома свою "многотомную", не влезающую в машину установку а-ля Mondo Rock. Если, конечно, вы не собираетесь записывать мелодию именно в духе Mondo Rock [австралийская рок-группа, наиболее известная в начале 1980-х гг – прим. Drumspeech.com]. Более подробно о снижении гула позднее.
Далее: для записываемой музыки выбирайте томы правильного размера. У большинства из нас нет привилегированной возможности использовать широкий выбор ударных установок. Поэтому применяйте творческий подход. Если требуется занять или взять на прокат соответствующие барабаны, так и поступите. Звукоинженер, продюсер и исполнитель скажут вам за это спасибо. Музыка скажет вам спасибо. И потом, вы будете выглядеть очень профессионально, а это всегда хорошо.
По поводу кромок
Вот о чем я почти никогда не думаю, так это о кромках кадушек. Я всегда ставлю на барабан пластик, настраиваю его, бью по нему – и он либо звучит, либо нет. Однако кромки кадушки играют немалую роль в плане тонального качества барабана. Посмотрите на три разных кромки кадушек на фото.
Рис. 1. Кромка кадушки Slinger land.
Круглая кромка кадушки, показанная на рис. 1, типична для винтажного тома Slingerland. Как вы понимаете, эта кромка имеет большую площадь поверхности, находящуюся в контакте с пластиком. С тональной точки зрения барабан звучит очень тепло. Эта кромка также способствует более быстрому затуханию звучания, по сравнению с более острой кромкой какого-либо другого барабана.
Рис. 2. Кромка кадушки PDP.
На рис. 2 показан кленовый том PDP с экзотической отделкой. Благодаря острой кромке кадушки, этот том обладает наиболее ярким звучанием из всех трех представленных вариантов. К тому же такая кромка способствует более долгому затуханию, поскольку пластик вибрирует более свободно. Это универсальный барабан. Разные типы пластика, демпфирование, даже легкие изменения в настройке – все способствует тому, что этот том будет звучать совершенно по-разному.
Но вот для примера кромка кадушки тома Yamaha Recording Custom начала 1980-х годов занимает промежуточное место по отношению к двум предыдущим барабанам. Из-за кромки – и из-за того, что барабан изготовлен из березы, – он отличается собранным звучанием со сфокусированным основным тоном, которое хорошо подходит для целого ряда музыкальных стилей.
Больше барабанов!
В студии я использую три основных установки:
1) Бибоповая установка, с высоко настроенными томами (навесной том 10" и напольный 14"). Эти томы подходят для джаза, но мало для чего еще, поскольку звучание у них очень специфическое.
2) Повсеместно используемая рок-установка. Это установка для громкой, резкой рок-музыки. В нее входят пять томов (навесные 8", 10" и 12", напольные 14" и 16").
3) И еще – универсальная установка. Она хорошо служит в различных музыкальных стилях, включая поп, акустический рок, современный джаз, латиноамериканскую музыку и фанк. Кроме уже упомянутых размеров томов, здесь имеется еще навесной том 13" и напольный 18". Эти томы практически никогда не используются одновременно. Скорее, я отбираю нужную мне комбинацию размеров для каждой конкретной предстоящей мне записи.
Как насчет пластиков?
Вы помните, когда последний раз меняли пластики на своих томах? Если не помните, значит, это было слишком давно. Серьезно. Свежие пластики на томах – или, если уж на то пошло, на любом другом барабане – играют более важную роль для звучания вашего барабана, чем что-либо другое. Меняйте пластики как можно чаще, насколько можете себе это позволить.
Что же касается выбора типа пластика для томов, то тут самое главное – финальное звучание. Так что не зацикливайтесь на том, что правильно, а что нет. Экспериментируйте и выясняйте, как различные типы пластиков звучат на ваших томах. Я чаще всего использую однослойные пластики с напылением сверху и прозрачные, средние по весу однослойные пластики снизу. Я обнаружил, что данная комбинация хорошо звучит в широком диапазоне различных настроек, что делает эти пластики пригодными для разных музыкальных стилей. К тому же, поскольку мне не приходится часто менять пластики на менее универсальные – например, более тяжелые двухслойные или более тонкие прозрачные, – я экономлю кучу времени. Небольшой совет: произведите замену пластиков до того, как явитесь в студию. Подстройка – это еще куда ни шло, но если вы будете тратить дорогое студийное время на то, чтобы поменять пластики, то спонсирующая сторона вряд ли это одобрит.
Хорошо настроенный том – обязательное требование при работе в студии. Способов настройки пластиков томов по отношению друг к другу слишком много, так что не будем их тут рассматривать. Просто удостоверьтесь, что пластики томов (как верхние, так и нижние) имеют по отношению друг к другу нужный строй. Я обычно настраиваю верхний и нижний пластики на одинаковую высоту тона, однако есть много других техник настройки. Попробуйте какие-нибудь альтернативы. При выборе высоты тона помните, что том любого размера обладает не таким уж большим диапазоном настройки, в котором может быть получено объемное, полное и резонирующее звучание. Когда том настроен слишком низко, он дает минимальное затухание и обладает слабовыраженными тональными качествами. Настройте том чересчур высоко, и он будет звучать как консервная банка. Ищите оптимальный диапазон настройки для каждого из своих томов. Хотя настройку отдельного тома можно менять на пару полутонов, используйте разные размеры томов, чтобы добиться существенных изменений тона.
Рис. 4. Применение изоленты.
Правила использования клейкой ленты
Всегда носите с собой в чехле для палочек клейкую или изоляционную ленту. Грамотное приглушение томов также важно, как и настройка. Правильно расположенный кусок клейкой ленты поможет устранить нежелательные обертоны. Они могут образовываться при игре на смежных томах, при ударах непосредственно по тому или при игре на бас-барабане. При сведении звукового материала много времени тратится на то, чтобы избавиться от гула (whine) томов. Чем больше будет сделано для избавления от него перед началом записи, тем лучше. Я стараюсь, чтобы качество звучания каждого из томов было одинаковым. Взгляните на фото моих томов во время последней сессии звукозаписи (рис. 4) – для каждого тома потребовалось разное количество и разное размещение ленты, чтобы добиться схожего звучания. Каких-либо правил здесь нет. Просто "ловите" нужный звук.
Страсть к микрофонам
Выбор микрофонов не должен быть произвольным. Почти всегда моя цель – снять при помощи микрофонов то, что я слышу в помещении. Великолепно звучащий барабан не будет точно записан, если использовать первый попавшийся микрофон. В идеале, вам следует перепробовать различные микрофоны, пока вы не найдете такой, при помощи которого том (или любой другой барабан) будет звучать лучше всего. Я стараюсь записывать барабаны без использования эквалайзера (в режиме Flat) всегда, когда это возможно. Как я уже говорил, не следует использовать эквалайзер, чтобы компенсировать неправильный выбор микрофона или плохо звучащий инструмент – с его помощью это никогда не удастся.
Как правило, электродинамические микрофоны используются тогда, когда вы хотите минимизировать высокие частоты томов. Это необходимо для большинства направлений рока, а также для основной массы поп-музыки. И наоборот, когда нужны высокие частоты томов (например, в джазе, фьюжн и некоторой поп-музыке), лучше воспользоваться конденсаторным микрофоном. Но помните: правила созданы для того, чтобы их нарушать! Все эти микрофоны – направленного типа, т.е. они воспринимают звук тем слабее, чем дальше расположена ось от их передней части. Это способствует тому, что другие "голоса" ударной установки не примешиваются к микрофонам, через которые производится запись томов.
Микрофоны, которые я в последнее время использую для записи:
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЕ
Audix D2 (подвесной)
D4 (напольный)
i-5 (все)
Beyer 201 (все)
Sennheiser 421 (все)
Shure SM57 (все)
КОНДЕНСАТОРНЫЕ
AKG C 414
EB (все)
Neumann KM 84
KM 184 (все)
Размещение микрофонов, как электродинамических, так и конденсаторных, условно можно разделить на две категории: сравнительно близкое и очень близкое.
Проще говоря, при очень близком расположении микрофонов имеет место "эффект близости" ("proximity effect") – свойственная направленным микрофонам тенденция усиливать низкие частоты по мере приближения к источнику звука. Кроме того, поскольку микрофон не направлен именно туда, где палочка контактирует с пластиком тома, атака тома также менее выражена. Можно сказать, что том "много лает, но мало кусается". Для начала попробуйте разместить микрофоны на расстоянии 1-2 дюйма от пластика. Помните, что каждый том имеет свои различия. Эти положения микрофонов – лишь исходные точки, передвигайте их туда-сюда, пока не добьетесь наилучшего звучания.
Сравнительно близкое расположение микрофонов, без сомнения, практикуется чаще всего. При этом расстояние от пластика до микрофона составляет от 3 до 8 дюймов (рис. 5). Это в большей мере позволяет снимать звучание со всего тома, а не только звучание пластика. В результате запись получается более похожей на то, что вы слышите в комнате. Опять же, изменяйте положение микрофона, пока не добьетесь нужного вам звучания.
Рис. 5. Расположение микрофона.
Небольшие изменения в положении микрофона могут оказывать существенное влияние на звучание. Экспериментируйте с расстоянием от пластика до микрофона, а также с углом микрофона относительно пластика тома. Микрофон "слышит" то, что звучит перед ним, если только он не обладает многосторонней характеристикой направленности (ни один из перечисленных микрофонов не относится к такому типу). Чтобы усилить атаку от ударов палочками, наклоняйте микрофон ближе к центру пластика, каждый раз понемногу, пока не будет достигнуто желаемое звучание. Для большего резонанса и меньшей атаки направляйте микрофон поближе к краю пластика. Именно здесь образуются обертоны тома и основная масса резонанса.
Не менее важную роль, чем микрофоны близкого размещения, играют и такие, которые используются в качестве верхних (надголовные (оверхеды)) микрофонов и микрофонов для снятия акустики помещения. В сведенной фонограмме надголовные микрофоны и микрофоны акустики помещения (если таковые используются) могут иметь ключевое значение, поскольку через них воспринимается основная часть звучания томов. Само собой, это зависит от конечного желаемого звучания. Данная задача возлагается почти исключительно на конденсаторные микрофоны с малым и большим диаметром мембраны.
Рис. 6. Расположение верхнего микрофона.
Чаще всего я пользуюсь верхними стереомикрофонами, размещенными над левой и правой сторонами ударной установки, при этом слежу, чтобы оба микрофона находились на одинаковом расстоянии от центра малого барабана – этой технике я научился у своего старого друга Bob Stark’а (далее я приведу еще кое-что из его секретов). Важно, чтобы микрофон располагался вдоль оси стержня (axis of pivot) тарелки, т.е. там, где движения ее максимально ограничены (рис. 6). Если же микрофон расположен так, что тарелка то приближается к нему, то удаляется, в этом случае к звучанию будут примешиваться отвратительные "вихревые" эффекты.
Парные микрофоны, используемые мной в последнее время в качестве "надголовных" (и для снятия акустики помещения) во время записи:
Audix SCX25 (наиболее предпочитаемый мною) Neumann KM84 Br?el & Kjaer 4011 (сейчас микрофоны DPA) AKG C 414 B-XL II Earthworks QTC40 QTC (с многосторонней характеристикой направленности)
Совет: используйте самые лучшие "надголовные" микрофоны, какие сможете себе позволить. Они будут отвечать за большую часть звучания барабана в сведенной фонограмме. Пара микрофонов за 200 долларов никогда не поможет добиться того качества звучания, которое обеспечивается микрофонами, стоящими в 10-20 раз дороже. Это тот случай, когда цена определяет качество.
Важная роль предусилителей
Микрофонный предусилитель усиливает низкий уровень выходного сигнала микрофона до таких уровней, которые могут быть более эффективно использованы звуковым оборудованием. Именно здесь к записываемому звукоматериалу может добавиться шум и нежелательное "окрашивание" (coloration). Поскольку желательно добиться наиболее чистого пути между микрофоном и звукозаписывающим устройством, микрофонный предусилитель выполняет чрезвычайно важную функцию. Никогда не пытайтесь сэкономить на этом участке звукозаписывающей цепи. У вас могут быть превосходно звучащие томы, помещение с великолепнейшей акустикой и убойные микрофоны, но дешевый предусилитель пустит все это насмарку еще до того, как вам что-либо удастся записать.
В большинстве случаев предпочтительнее всего использовать на томах предусилители, которые не "окрашивают" звук. Это наиболее высококачественные предусилители класса A, с максимумом эффекта и малым количеством шума. Из четырех перечисленных ниже предусилителей, Vintech 473 сильнее всего "окрашивает" звучание – в духе старой школы. Он создан на базе легендарного предусилителя Neve 1073, впервые заявившего о себе в начале 1970-х годов. Хотя подобные вещи и трудно выразить словами, но этот предусилитель как бы добавляет магии сводимой фонограмме. А для бас-барабана и малого он подходит даже лучше.
Некоторые из предусилителей, которым лично я отдаю предпочтение:
API 512C (один канал)
Earthworks 1024 (четыре канала)
True Audio Systems
Precision 8 (восемь каналов)
Vintech 473 (четыре канала с эквалайзером)
Сведение – дело нелегкое
Сведение звукового материала – это частью искусство, частью ремесло, а частью – религия. Я просидел за этим "алтарем" 15 лет, но все еще чувствую себя форменным новичком. Поэтому, чтобы кратко обсудить вопрос микширования томов, я обратился к своему постоянному продюсеру/звукоинженеру Bob Stark’у. Bob работал с Michael Shrieve, Everclear и многими другими исполнителями, а также с номинантом на премию "Грэмми" Vayo Raimondo. За последний десяток лет мы с ним работали над сотнями студийных проектов, включая записи всех мыслимых музыкальных стилей, а также над композициями в стиле индастриал, заслужившими премию Cloe, музыкальными рекламными роликами и библиотеками музыкальных сэмплов. Проще говоря, он – мой герой.
Mike: Что ты делаешь в первую очередь, когда перед тобой стоит задача свести томы в микс?
Bob: Если это современный музыкальный стиль, я залезу в каждую дорожку с томами и вручную вырежу места, где они отсутствуют, при помощи фейдеров изменяя отдельные удары в томы, чтобы на записи они звучали естественнее.
M: Зачем ты это делаешь?
B: Это позволяет избавиться от нежелательного звонкого резонанса томов. Раньше можно было использовать гейты, но мой способ менее капризный и обеспечивает более качественное звучание. Если это джаз, звонкий резонанс томов можно оставить. Все зависит от того, как звучит та или иная музыка.
M: Ты говорил мне, что оверхеды играют важную роль в звучании томов?
B: Оверхеды привносят в звучание томов основную массу тела барабана – при записи джаза это, пожалуй, вообще большая часть звука. С их помощью я стараюсь добиться хорошего звучания барабанов.
M: Как ты используешь микрофоны отдельных томов?
B: Я использую их, чтобы придать стереопространству объем, полноту, а также создать четкий звуковой образ.
M: После того, как ты добился хорошего звучания томов через "надголовные" микрофоны, как ты обрабатываешь эквалайзером каждый отдельный том?
B: Обычно я нахожу основной тон барабана и усиливаю его, а все, что к нему не относится, пропускаю через фильтр верхних частот (high-pass filter), добавляю немного усиления (boost) в районе 3 кГц для эффекта "присутствия" (presence), делаю довольно широкий и глубокий срез (cut) в районе 500 Гц, чтобы избавиться от перегрузок, при помощи полочного фильтра (shelf filter) снижаю сигнал на 2-3 дБ в районе 8 кГц, чтобы обеспечить контролируемое смешение (blend) тарелок и отмечать, возникают ли в барабане какие-либо нежелательные обертоны. Все это в большей или меньшей степени, в зависимости от исходных условий, в которых записывается барабан. В конечном итоге лучший результат – это отключить эквалайзер (поставить его в режим Flat), однако так бывает далеко не всегда.
M: Как ты добиваешься, чтобы томы лучше вписывались в общую фонограмму?
B: Я довольно сильно компрессирую томы – где-то с коэффициентом 4:1. Это желательно, хотя и не обязательно. Мне нравится, как изменение времени атаки (attack time) влияет на резкость барабана, а время восстановления (release time) позволяет проявиться низким частотам. Для верхних микрофонов я могу использовать немного компрессии или вообще к ней не прибегать, зато очень сильно компрессирую микрофоны для снятия акустики помещения. Чтобы наловчиться использовать компрессию, требуется много времени. В отношении компрессии не существует каких-либо строгих правил.
Звучит неплохо! Ну вот и подошло к концу изложение взглядов одного человека (впрочем, все-таки двух) на процедуру записи превосходно звучащих томов. Помните, каждое звено звукозаписывающей цепочки имеет такую же важность, как и все другие. Если какая-либо часть этой аудиоцепи даст слабину, пострадает вся цепь. Будьте внимательны и уделяйте достаточно внимания каждой стороне этого процесса.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.