Устройство барабанного пластика
Современные барабанные пластики изготавливаются из семи основных компонентов, только и всего. Точно так же, как ассортимент меню Taco Bell [международная сеть ресторанов быстрого питания адаптированной мексиканской кухни - прим. Drumspeech.com - форум барабанщиков], все эти разнообразные пластики, которые можно увидеть в магазине барабанных принадлежностей, состоят из нескольких "ингредиентов". Но ведь вы – барабанщик и читаете сайты для барабанщиков, поэтому логично будет допустить, что вы видели на своем веку немало пластиков от самых разных производителей. Вы знаете достаточно, чтобы понимать, что в границах общего диапазона возможностей, которые предоставляются за счет этих семи компонентов, существуют еще и более конкретные специфические различия. Вполне возможно, что к этому моменту вы уже запутались в массе всевозможных вариаций. Различия в барабанных пластиках, как и различия в сортах тако [блюдо мексиканской кухни, представляющее собой сандвич из тортильи, свернутой в конвертик и наполненной самой разнообразной начинкой], не слишком бросаются в глаза, однако играют немаловажную роль. Производители получают из разнообразных источников необходимые им материалы, обрабатывают их и компонуют согласно собственным технологическим принципам, и каждый использует немного другие комбинации "ингредиентов". Но при этом тако – все равно всегда тако, а барабанный пластик – всегда барабанный пластик. И вам остается доверять только своим ушам (или вкусовым рецепторам), если вы хотите установить конкретную разницу.
Знакомство с "кухней"
Вот семь "ингредиентов" барабанного пластика: ударный материал (чрезвычайно прочная полиэфирная пленка, т.е. собственно пластик, хотя встречаются и барабанные мембраны из ткани типа кевлара [высокопрочное пара-арамидное волокно, выпускаемое фирмой DuPont - прим. Drumspeech.com]), обод, воротник, цвет, напыление, а также элементы, которые я называю "точками" (dot) и "бубликами" (donuts). "Ингредиенты" из этого краткого перечня собираются с применением клеев, смол, различного оборудования и изобретательности, благодаря чему достигаются самые разнообразные результаты. Включая те или иные "ингредиенты" в стандартный набор из семи составляющих или, наоборот, исключая какие-либо из них, мы в итоге получаем обширный набор ("меню") из разнообразных категорий пластиков.
Проблема решена
Давайте вспомним 1950-е годы, когда новаторы бились над тем, чтобы изготовить хотя бы один хороший барабанный пластик. Они мечтали найти замену мембранам из телячьей кожи, которые обеспечивали хорошее звучание, но при этом требовали тщательного обращения. Пластик же был сравнительно новым материалом, и выбор естественным образом пал на него. В отличие от телячьей кожи, пластик не растягивался и не сжимался в зависимости от уровня влажности. Пластик обладал и прочностью, и стойкостью к атмосферным воздействиям – именно поэтому некоторые пластики в конечном итоге получали фирменные названия "Weather King" [англ. "король погоды"] или "Weather Master" [англ. "властелин погоды"]. Но нужно было еще найти решение по некоторым деталям.
Рис. 1. Ударная мембрана Falams II производства Remo – одна из немногих изготовленных из кевлара, а не из полиэфирной пленки.
Обод и воротник
Chick Evans и Remo Belli, которые конкурировали друг с другом, стремясь создать пригодный для употребления пластик и продвинуть его на рынок, на начальном этапе столкнулись с одинаковым препятствием: как закрепить полиэфирную пленку на барабане? Им было нужно что-то наподобие системы крепежного обруча и подобручника, использовавшейся для мембран из телячьей кожи. Старомодный подобручник – это тонкий деревянный или металлический обруч, размером чуть больше диаметра барабана. Мембраны из телячьей кожи, которые представляли собой обычные круглые и плоские куски тонкой шкуры, нужно было вымачивать в холодной воде, после чего долго и утомительно оборачивать края кожи вокруг подобручника по всему периметру. Затем мембрана надевалась на барабан, а поверх подобручника устанавливался крепежный обруч. После того, как мокрая кожа высыхала, ее можно было натянуть при помощи резьбовых натяжных болтов, ввинчиваемых в лаги. Важнейшим моментом при обертывании вокруг подобручника являлось то, что необходимо было оставить достаточной длины "воротник" [англ. "collar"]. Воротник – это часть мембраны, которая спускается по краям барабана перпендикулярно плоскости поверхности мембраны. Телячья кожа, само собой, принимала форму барабана, однако от длины "воротника" зависело выполнение необходимой отладки и настройки. Пластиковые же мембраны заранее крепятся на ободе, который заменил собой подобручник. Все производители выполняют свои обода из металла или пластика и применяют различные способы крепления к ним полиэфирной пленки. Большинство используют металлические обода, заполненные клеем или смолой и обжатые поверх или вокруг пленки механическим способом. Детали подобной конструкции могут варьироваться у разных производителей. Барабанщикам больше не приходится подворачивать кожу и, следовательно, не нужно возиться с воротником. Однако производители по-прежнему вынуждены с ним "возиться". Некоторые из них изменяют углы и изгиб пластиковой пленки, чтобы добиться более высоких эксплуатационных качеств. Но каким бы ни был дизайн, на пластике всегда должны присутствовать обод и воротник – и это здорово, поскольку оба этих элемента уже предусмотрены заранее и сразу готовы к использованию.
Пленки
Полиэфирная пленка занимает главенствующее положение среди барабанных мембран, далеко превосходя все прочие материалы, включая Aramid Fiber (кевлар, рис. 1), который используется для некоторых супермощных мембран маршевых барабанов. Майлар – популярный бренд полиэфирной пленки, однако не все пластики производятся из майлара. Объясняется это тем, что на международном уровне имеется несколько производителей полиэфирной пленки: это не только компания DuPont, владеющая брендом "Майлар" ("Mylar"), но также и другие крупнейшие компании (о которых большинство непрофессионалов никогда не слышали), занимающиеся производством полиэфирных пленок для различных отраслей промышленности, в том числе и для индустрии барабанных пластиков. Каждый тип пленки звучит чуть-чуть по-своему, и многие барабанщики, руководствуясь слухом, отдают предпочтение тому или иному бренду. Большинство компаний, производящих барабанные мембраны, не разглашают технические данные своих фирменных пластиков – производители оберегают свои ноу-хау, как полковник Сандерс оберегал свой рецепт жареного цыпленка [речь идет о Гарланде Сандерсе, основателе сети ресторанов быстрого питания "Kentucky Fried Chicken" ("Жареный цыпленок из Кентукки")]. Чтобы еще больше запутать и заинтриговать потребителя, многие производители барабанных пластиков используют несколько совершенно различных пленок для разных серий пластиков. Aquarian заявляли, что они используют две-три пленки; Remo признают, что у них пленок как минимум семь; Evans и вовсе сбились со счета, доведя число используемых пленок примерно до десяти. Некоторые из пленок различаются совершенно однозначно, как черное и белое, другие только звучат по-разному, хотя выглядят одинаково. Толщина пленки столь же важна, как и ее тип. Большинство компаний предлагают несколько разных по весу однослойных пластиков. Обычно при этом подразумеваются толщины в 7 и 10 милов [англ. mil – единица измерения расстояния в английской системе мер, равная 1/1000 дюйма] (резонансный пластик малого барабана чаще всего имеет толщину 3 мила). Некоторые компании используют усиленные толщины для мощных ударных пластиков: например, Evans производят пластики EC1 толщиной 14 милов. Одни компании указывают фактическую толщину пленки прямо на упаковке, другие помещают эти данные среди прочей информации в буклетах, которыми сопровождается товар.
Рис. 2. Поверхность пластиков Texture Coated производства Aquarian имеет текстурное напыление, которое обеспечивает более теплое звучание.
Напыление
Похожее на штукатурный гипс, белое вещество на пластиках с напылением (рис. 2) создает ощущение шероховатой текстуры мембран из телячьей кожи и обеспечивает соответствующий эффект при проводке щетками, которые барабанщики могут использовать для игры на этих пластиках. На определенном этапе барабанщики решили, что проволочные щетки являются стандартным инструментом для игры в ночное время суток, а пластик без напыления звучит едва слышно, когда проводишь щеткой по его поверхности. Но напыление также ведет и к изменению звучания. Хотя обычное белое напыление в среднем имеет толщину всего около 1 мила, оно делает звучание теплее за счет того, что замедляет вибрации пластика (в данном случае под "теплотой" подразумевается такое звучание, в котором более высокие частоты частично урезаны). Так что даже если вы не играете щетками, но предпочитаете более тепло звучащие пластики, то можете отдать предпочтение моделям с напылением. Существуют множество типов напылений. Помимо упомянутого выше "белого гипса" (который довольно ощутимо варьируется от производителя к производителю), бывают также сверхтонкие напыления, менее шероховатые напыления с более гладкой поверхностью, а также различные виды ламинирования и/или патентованные способы обработки поверхности, которые большинство потребителей также относят к напылениям (рис. 3). Однослойные пластики Swinging Singles знаменовали собой целую революцию и до сих пор остаются довольно популярными. Доступные в двух разновидностях – как прозрачные, так и с напылением, – они обеспечивают предельную атаку, максимум резонанса и высокую громкость. Однослойным пластикам в меньшей степени свойственно подавление частот, и они предоставляют меньше контроля над звучанием (хорошо ли это или плохо). Конечно, вы можете самостоятельно приглушить эти пластики при помощи ленты, геля Moon Gel, салфеток и других подручных материалов. Барабанщики, играющие с низкой или средней громкостью, найдут однослойные пластики очень гибкими в использовании. Их можно настроить довольно высоко для исполнения современного джаза, можно придать им среднюю высоту настройки для попа или классического рока или настроить низко для игры в стиле фанк или в более тяжелых направлениях рока. Однослойные ударные пластики пользуются популярностью в сфере студийной звукозаписи, в том числе когда производится запись рок-барабанщиков, практикующих громкую игру. Но однослойные пластики могут иметь непродолжительный срок службы, поскольку слишком интенсивное битье может привести к появлению вмятин в пластиках и ухудшить их тон. Вот почему большинство барабанщиков, практикующих громкую игру, на концертах используют двухслойные ударные пластики, даже многие из тех, которые обычно записывают свои хиты с использованием однослойных пластиков. Резонансные пластики малых барабанов также однослойные, доступные в нескольких вариантах по толщинам, но они обычно тоньше ударных. Например, резонансный пластик малого барабана Evans Hazy имеет толщину всего лишь 2 мила, а резонансный пластик Evans Hazy 300 (средний) – 3 мила.
Рис. 3. Пластик J1 Etched производства Evans характеризуется прозрачной текстурной обработкой поверхности, которая представляет собой альтернативу напылению.
Двухслойность
Многие барабанщики считают, что две пленки лучше, чем одна. Двухслойные пластики – прозрачные, с напылением и с иными видами покрытий – обеспечивают повышенную прочность. Для производителей процесс соединения двух пленок вместе является не таким уж легким. Так сложилось, что наибольшую популярность имеют комбинации слоев толщиной в 7 милов, хотя некоторые компании производят двухслойные пластики, изготовленные из двух разных по весу пленок. Такой вариант дает интересный компромисс звучания.
Двухслойные пластики обладают чуть более плотным и более густым звуком, а резонируют чуть слабее, чем однослойные. Поэтому, хотя они могут показаться несколько "тяжеловатыми" для энергичного джаза, за счет этих своих качеств они прекрасно подходят для рок-н-ролла. Они хорошо настраиваются в диапазоне от среднего до низкого. Большой популярностью пользуются прозрачные пластики Color Colorless. Но опять же, включение или исключение тех или иных "ингредиентов" помогает обеспечивать функционирование основных семи компонентов. Пластик с белым напылением обычно сам выполняется из прозрачного материала. Кроме того, бывают пластики из полиэфирной пленки белого цвета, а также черного. На протяжении лет иногда появлялись пластики красного или синего цвета. Не будем забывать и о дымчатых пластиках, т.е. полупрозрачных, которые пользуются популярностью как резонансные пластики для малых барабанов. Цвет дает понять, насколько та или иная пленка уникальна. Например, компания Remo предлагает белые пластики с напылением и гладкие белые пластики, в которых используются разные пленки. Но для пластиков Black Suede используется та же пленка, что и для пластиков Ambassador с напылением, только без белого покрытия и с добавлением черного цвета к текстуре Suede. В пластиках Remo Renaissance применяется и другой тип пленки, и другой тип обработки поверхности. Экспериментирование с различными цветами пластика может помочь вам добиться нового звучания. Старайтесь только не слишком запутаться. Evans утверждают, что разные цвета – это просто набор вариантов внешнего вида, но гораздо важнее – как звучит тот или иной цвет. К примеру, черная пленка из-за своего состава звучит чуть ярче, чем пленки других оттенков.
Рис. 4. Знакомьтесь: точка на ударном пластике Controlled Sound компании Remo.
Точки
По мере того, как мы все дальше углубляемся в рассмотрение "ингредиентов" барабанного пластика, количество всевозможных вариаций начинает зашкаливать. У нас уже есть ассортимент из одно- или двухслойных пластиков с различными сочетаниями толщин. Мы можем выбирать пластики прозрачные или с напылением, а также несколько разных пленок разных цветов. К этому все расширяющемуся "меню" следует добавить точки (рис. 4). Точки были одной из первых модификаций, которым подверглись пластиковые барабанные мембраны. Эти диски изготавливаются из полиэфирной пленки, обычно толщиной 5 милов, которая приклеивается к центру пластика. Скажем за это спасибо Buddy Rich’у. Rich насквозь пробивал своей колотушкой пластики бас-барабана, разновидности которых на раннем этапе были довольно тонкими. По настоянию Rich’а, Remo Belli добавил дополнительную накладку из более тяжелого материала, чтобы сделать пластик прочнее. Накладка также повлияла на звучание, добавив сфокусированности атаке, немного ее усилив и изменив характер затухающего послезвучия. Хотя популярность точек на томах достигла своего расцвета в 1970-е годы, после чего пошла на убыль, точки по-прежнему используются на пластиках малых барабанов. Сейчас они являются практически стандартным элементом пластиков малых барабанов для рока, и стандарт этот соблюдается всеми производителями.
Точка может приклеиваться на верхнюю или на нижнюю сторону пластика. Некоторые производители, такие как Evans, видоизменяют основную круглую форму точки, добавляя прорези и вентиляционные отверстия, пытаясь смягчить и сделать более гибкой эту зону концентрации напряжений (рис. 5). Все точки значительно усиливают прочность и способствуют фокусированию звучания. А пластики с точками бывают как с напылением, так и без него.
Рис. 5. Компания Evans размещает точку на нижней стороне своего ударного пластика EC Reverse Dot.
"Бублики" (и их "дырки")
К 1960-м годам мембраны из телячьей кожи существенно утратили популярность, и большинство барабанщиков стали отдавать предпочтение пластиковым мембранам. Джазовые исполнители настраивали их довольно высоко, чтобы добиться чистоты для новых быстрых звуков современного джаза. Однако студийные барабанщики, исполнявшие поп- и рок-музыку, следовали в ином направлении, настраивая свои барабанщики ниже во время записей очередных хитов. В студиях микрофоны ставились ближе к барабанам. Использование отдельного микрофона для каждого из барабанов было новой смелой техникой. Но микрофоны воспринимают иные частоты, чем те, которые слышит человеческое ухо, и вскоре барабанщики стали прибегать к глушению, чтобы устранить нежелательные обертоны и резонанс на некоторых барабанах. Нередко барабанщик клал на пластик малого барабана свой бумажник или закреплял на пластике салфетку при помощи клейкой ленты, чтобы добиться нужного звучания при исполнении той или иной песни.
К 1970-м годам стало модным вырезать кольцо из старого барабанного пластика и класть его сверху на ударный пластик малого барабана. Звучание сделалось приглушенным, с множеством хлестких средних частот и насыщенным откликом струн. Обертоны, высокие частоты, которые образовываются по внешнему краю пластика, были ослаблены. Микрофоны, которые к этому времени частенько размещались на расстоянии толщины пальца от пластика, очень хорошо воспринимали звучание приглушенных пластиков. Очень скоро в продаже появились уже заранее вырезанные кольца, а вскоре после этого производители начали интегрировать эти "бублики" [англ. donuts – пончики с дыркой] в дизайн различных барабанных пластиков. На некоторых пластиках демпфирующие кольца-бублики изготавливаются из обычных колец полиэфирной пленки. Зачастую они крепятся к ободу, но на пластике лежат свободно (рис. 6). Некоторые "бублики" фактически представляют собой просто толстый слой текстурной краски, густо нанесенной по периметру посредством напыления. Некоторые популярные пластики для бас-барабанов, например, Super-Kick от Aquarian, снабжены "бубликами", изготовленными из плотного войлочного материала. Между этими крайними "полюсами" – краской и войлоком – существует множество вариантов, и каждый в разной степени влияет на высокие частоты и обертоны, которые возникают по краям пластика. Еще один популярный тип "бублика", который можно встретить, например, на пластиках Remo Pinstripe, отличается тем, что он почти полностью невидимый. Remo Pinstripe – это двухслойный пластик (такой же, как и Remo Emperor), в котором слои скреплены по периметру. Там лишь присутствует совсем небольшое количество какого-то иного материала в зоне "бублика" шириной в дюйм (как и большинство компаний, Remo не разглашают секрет своих формул), а больше между слоями ничего нет. За счет скрепления двух пластиков вместе по всему краю приглушается вибрация и изменяется звучание, поэтому и другие компании предлагают скрепленные по краю пластики с невидимыми "бубликами".
Еще один немаловажный принцип приглушения звука могут продемонстрировать пластики Hydraulic от компании Evans (рис. 7), которые пережили короткую, но бурную популярность на стыке 70-х и 80-х годов. В этих двухслойных пластиках между верхней и нижней пленками предусматривался тонкий слой масла. И хотя это не "бублик" как таковой, тем не менее данные пластики представляют еще одну важную веху в эволюции пластиков с приглушением – ведь именно поиск звучания, которое заняло бы промежуточное место между полной приглушенностью Hydraulic и живостью однослойных пластиков, привел к появлению всех прочих вариантов между этими двумя "полюсами".
Рис. 6. Powerstroke 3 производства Remo имеет кольцо из пленки, которое одним краем крепится к ободу, а другим свободно держится на пластике.
"Бублик" и...
В этой промежуточной области встречается много популярных вариантов. Как насчет однослойного пластика с "бубликом"? Без проблем. Примеры включают очень популярные пластики Evans EC1, Remo Powerstroke3 и Aquarian Studio-X, причем каждый из них представлен еще в нескольких разновидностях. Aquarian, например, предлагают пластики Studio-X, прозрачные и с напылением, как с точкой по центру, так и без нее. Как и пончики "Dunkin Donuts" [международная сеть кондитерских закусочных - прим. Drumspeech.com], барабанные "бублики" непрерывно развиваются в плане технологий. Компании постоянно стараются создать такой "бублик", который всем пришелся бы по вкусу своим превосходным звучанием и при этом не подвергался бы негативному влиянию резонанса, не зависел бы от действия палочек или от того, насколько хорошо сидит пластик на барабане. Как бы там ни было, "бублики" всех типов, форм и размеров по-прежнему выполняют ту же функцию, что и прежде: приглушают пластик, делают более насыщенным звучание, отсекают высокие частоты и снижают остроту атаки.
Рис. 7. В пластиках Evans Hydraulic между двумя пленками имеется тонкий масла.
Отверстия в "бублике"
"Бублики" делают звучание пластиков более влажным, однако маленькие дырочки или вентиляционные отверстия по краю пластика малого барабана или бас-барабана создают неприметные отдушины для выхода воздуха, за счет чего звучание становится чуть суше, хотя такой способ по-прежнему является малораспространенным. Примеры подобных методов можно встретить в некоторых пластиках Evans, а также в некоторых пластиках OEM [англ. OEM – original equipment manufacturer – компания, использующая под собственной маркой изделия стороннего производителя по договоренности с последним - прим. Drumspeech.com], изготовленных для барабанов DW. Небольшое отверстие размером примерно 4 дюйма изменяет тон бас-барабана, а огромная дыра спереди пластика бас-барабана позволяет легко регулировать прокладку!
Три прозрачных ударных пластика с различными типами колец (слева направо): Aquarian Super-2, Remo Pinstripe и Evans EC Resonant.
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.