АВТОРИЗАЦИЯ

Забыли пароль?

по материалам сайта www.drummagazine.com

перевод - webdog

версия для печати

обсудить на форуме

©drumspeech.com - форум барабанщиков

Секреты записи тарелок

Похоже, все больше и больше записей страдают от того, что звучание тарелок на них слишком "скудное". Несколько лет назад я руководил секцией на конференции журнала Tape Op [независимое периодические издание о секретах звукозаписи – прим. Drumspeech.com], которая называлась "Подготовка фонограмм к окончательной обработке". Мы представили перечень из десяти наиболее часто встречающихся технических проблем. И в числе первых был пункт "грубые тарелки и слишком резкие хай-хэты". Исходя из собственного опыта и из общения с коллегами, могу сказать, что эта проблема не исчезла. Однако я не сталкиваюсь с подобным затруднениям в тех случаях, когда в звукозаписи принимает участие какой-либо из двух специалистов – опытный звукоинженер (допустим, штатный сотрудник с опытом работы более десяти лет) и/или опытный барабанщик (скажем, человек старше тридцати, у которого за спиной выступлений больше, чем песен в вашей коллекции iTunes). Итак, что же этим мастерам известно такого, чего не знает весь прочий мир? Речь идет о нескольких вещах, и сегодня я намерен приоткрыть завесу тайны перед барабанщиками! Многие звукоинженеры понятия не имеют о некоторых из этих техник, так что приготовьтесь.

Предыстория

Лучший способ понять источник данной проблемы – оценить, как мы к ней пришли. Не хотелось бы распространяться по поводу того, "насколько раньше было труднее, чем сегодня", но факт остается фактом: в былые времена имелся гораздо меньший выбор тарелок. Те изделия, которые у Zildjian сейчас называются серией "A", были типичными на своем рынке: традиционная отделка, видимые следы проточки, вес от среднего до средне-легкого. Играли ли вы в рок-группе или в джазовом трио, существовала большая вероятность, что какая-то часть используемых тарелок была одинаковой.

К тому же в то время звукоинженеры производили запись на аналоговую пленку – т.е. в формате, который более неприхотлив на высоких частотах. Тарелки звучат ровнее по двум причинам: во-первых, при записи на ленту имеет место естественное ограничение динамического диапазона; во-вторых, из-за явления так называемого "самостирания". Mike Spitz из ATR Magnetics [компания, производящая ленту для магнитной записи – прим. Drumspeech.com] поясняет: "Все формулы магнитного слоя ленты до некоторой степени подвержены самостиранию вскоре после записи. Сколько раз вам приходилось слышать, как какой-нибудь авторитетный звукоинженер говорил: "Эта пленка звучала здорово, когда мы только записали дорожки, но когда на следующий день мы прослушали ее заново, то высокие частоты зазвучали темнее". В общем-то, так оно всегда и бывает, и этого следует ожидать". Смекалистые звукотехники преодолевали это затруднение, намеренно перенасыщая "верха" во время записи, но многие этого не делали. В любом случае, барабаны и тарелки звучат приятнее, когда записаны на пленку.

Вдобавок к не слишком широкому рынку тарелок, звукоинженеры вынуждены были довольствоваться столь же ограниченным выбором микрофонов. Он сводился к небольшому числу брендов, причем определенные модели служили лучше других в качестве оверхедов, – немудрено, что звукоинженеры в итоге попросту разленились. Опять же: играли ли вы в рок-группе или в джазовом трио, существовала большая вероятность, что какая-то часть одинаковых микрофонов использовалась для записи одинаковых тарелок. Может быть, это слишком упрощенное описание всей тогдашней индустрии в целом, однако это недалеко от реального положения вещей того времени.

Время перемен

Итак, как же мы пришли к грубо звучащим тарелкам? Если в двух словах – все изменилось. Барабанщики захотели "прорезаться сквозь звучание прочих инструментов" на выступлениях и во время репетиций. Производители тарелок стали предлагать более тяжелые, "яркие" и громкие тарелки (если говорить откровенно, все линии в этом секторе рынка существенно расширились, включая эффект-тарелки, тарелки ручной работы и тарелки серий для джаза).

Что же касается звукозаписи, то стала более доступной цифровая запись. В отличие от записи на пленку, которая всегда придает любому записываемому объекту некое дополнительное качество, цифровая запись – это машина: что в нее заложишь, то и получишь. А чем звукоинженеры пичкали эту машину? Они использовали кучу дешевых китайских микрофонов (когда стереопара импортных конденсаторных микрофонов с малым диаметром мембраны стоит менее $300, много ли звукоинженеров позволят себе выложить $3000 за комплект тщательно отлаженных европейских микрофонов?) Однако в отношении дешевых микрофонов действуют некоторые ограничения. Во-первых, они зачастую настроены на усиление высоких частот. Если их тестировать отдельно, то сами по себе эти микрофоны дают более ярко выраженное, более четкое и чувственное звучание, чем при использовании традиционного микрофона с "плоской" амплитудно-частотной характеристикой. Во-вторых, электроника в недорогих микрофонах не имеет того запаса по динамическому диапазону, который характерен для профессиональных моделей. Сложные источники звука, такие как тарелки, могут за тысячную долю секунды переходить от нуля к максимуму. В таких ситуациях упрощенная электроника приводит к искажениям или по меньшей мере к клиппированию, передавая на цифровое записывающее устройство отвратительный квадратно-волновой образ. Чуть ли не каждая тарелка, записанная в таких условиях, будет звучать чересчур резко. Добавьте сюда одну из моделей, обеспечивающих "прорезывание сквозь прочие инструменты", и результат станет темой для обсуждений звукоинженеров.

Решение, способное заставить тарелки "повысить голос", может исходить как от барабанщиков, так и от звукооператоров. В зависимости от рода вашей деятельности, ниже приводятся несколько рекомендуемых подходов.

Что может сделать барабанщик?

Звук инструмента начинается с вас. Во-первых, есть "живые" тарелки, а есть "студийные". David Throckmorton, студийный барабанщик и эндорсер компании Sabian, говорит: "Я приношу на выступление как минимум десять разных тарелок райд, потому что никогда не знаешь, что может прийти в голову клиенту". Конечно, мало у кого из нас есть возможность иметь столько тарелок, и Throckmorton продолжает: "Большинство барабанщиков должно понять, что им нужен один комплект тарелок для концертов или для таких ситуаций, когда сценическое звуковое оборудование может отсутствовать – от вас зависит, насколько вас будет слышно, – и еще один комплект более тонких тарелок для репетиций и акустических выступлений. В итоге вы и в студии будете использовать более тонкие тарелки, так что извлечете тройную выгоду из двух комплектов".

Независимо от того, каким инструментом вы располагаете, наибольшее воздействие на ваше звучание будет оказывать манера исполнения. Micah Dunn исполняет обязанности звукоинженера на студийных сессиях звукозаписи для Церкви Завета в Питтсбурге ( Covenant Church of Pittsburgh). В этом качестве он сам выбирает исполнителей и инструмент. "Я ищу кандидата, который умеет обращаться с тарелками. У нас сейчас один барабанщик; несмотря на то, что он использует, на мой взгляд, чересчур "яркие" крэш-тарелки для рока, его игра отличается изяществом – он применяет более мягкие, скользящие удары – поэтому-то выбор и пал на него".

Throckmorton добавляет: "Начинающим барабанщикам нужно учиться самим органично вписываться в звуковую палитру. Они должны контролировать уровень громкости тарелок по отношению к барабанам. Это ваша работа. Не следует во всем полагаться на звукорежиссера".

Но вернемся к барабанному оборудованию: из недорогих решений проблемы применение деревянных палочек без нейлоновых наконечников в студии. Нейлон имеет тенденцию подчеркивать атаку и может давать более громкое звучание на хай-хэтах и райдах. Еще один вопрос следует ли чистить тарелки. Особенно это касается тарелок с проточкой, поскольку в канавках может скапливаться грязь, пыль и жир от пальцев. Некоторые традиционалисты никогда не полируют свои инструменты, в то время как другие в этом отношении слишком упорны.

...А звукоинженер?

Если подходить к тарелкам с позиции звукоинженера, у вас имеется несколько вариантов действий. Во-первых, вы можете приобрести тарелки, которые, по вашему убеждению, будут хорошо звучать на записи. В студии Treelady Studios мы располагаем ассортиментом примерно из трех дюжин райдов, крэшей и хай-хэтов. Dave Hidek, наш главный звукоинженер, верно говорит по этому поводу: "Мы просто-напросто понятия не имеем, какое оборудование захочет привлечь клиент, а между тем название нашей студии стоит на каждой выполненной нами записи. Мы должны быть подготовлены". По большому счету мы работаем с более-менее новыми исполнителями, но эта проблема касается не только независимых групп. С ней сталкиваются даже крупные лейблы. Todd Burke, который в качестве звукооператора и инженера работал с Foo Fighters, Aimee Mann, Ben Harper и многими другими исполнителями, может поделиться таким же опытом. Сегодня Burke не является в студию без своей личной коллекции тарелок Bosphorus. Он поясняет: "Если барабанщик притащил стандартный набор фабричных "железок", я со своей стороны сделаю все, что смогу, – поколдую в аппаратной, кое-что запишу, чтобы нам всем можно было послушать. Мы будем чесать головы, обсуждать, вносить какие-то корректировки. Где-нибудь по ходу я предложу убрать крэши, заменив их парочкой вещей из собственной коллекции, чтобы посмотреть, что получится. И каждый раз – шок и трепет. Серьезно. Звучание получается далеко не утонченным. И вот, наконец, в один прекрасный момент установка начинает звучать раз в 200 приятнее. Вам хочется увеличить громкость динамиков – очевидно, потому что теперь музыка уже не причиняет боль ушам. И я уже могу добавить в звучание малого барабана и томов чуть больше остроты, поскольку теперь высокие частоты установки уже не перекрываются резким шипящим шумом. Вот так это, в общем-то, и происходит каждый раз".

Если барабанщик обожает колотить почем зря и использует "яркие" тарелки, следующее защитное действие с вашей стороны – изменение техники применения микрофонов. Лучше сразу правильно разместить микрофон, чем потом настраивать частоты с помощью эквалайзера. Вот несколько возможных решений. При размещении микрофонов над головой, большинство звукоинженеров все внимание уделяют оси слева направо. Они забывают, что можно использовать еще две оси расположения микрофонов: по направлению сверху вниз и спереди назад. Если тарелки звучат слишком "ярко", подумайте над вариантом переместить стереопару повыше. Затем передвиньте микрофоны по направлению к задней стене помещения (перемещение их ближе к передней зоне бас-барабана обычно способствует акцентированию тарелок). Если вы ограничитесь размещением микрофонов над головой у барабанщика, это может создать область акустической тени [т.е. зону отсутствия звукового приема] и привести к нарушению диаграммы направленности XY, поэтому потребуется делать тестовые записи. Если у вас есть пара ленточных микрофонов, попробуйте использовать их. Они могут оказаться более подходящим вариантом по сравнению с более "яркими" конденсаторными микрофонами.

Если перемещение надголовных микрофонов не помогает, самое время прибегнуть к альтернативным методам. Есть один редко применяемый способ – оборудовать микрофонами пространство над тарелками. Выглядит это странновато, однако порой может оказаться правильным шагом. Разместите перед установкой на некотором расстоянии друг от друга пару конденсаторных микрофонов с большим диаметром мембраны. Убедитесь, что оба микрофона находится на одинаковом расстоянии от малого/бас-барабана. Мембраны микрофонов должны находиться примерно в 8 футах от пола; при этом сами микрофоны направьте так, как если бы установка возвышалась на пару футов выше, чем на самом деле. Микрофоны по-прежнему будут принимать звуковые отражения от пола и потолка, однако центр их приема будет направлен в пространство над тарелками. В зависимости от помещения, это может либо послужить вам новым "секретным" методом использования микрофонов, либо вы получите обычную пару микрофонов для снятия акустики помещения. Но попробовать стоит.

Еще один метод подразумевает использование микрофона граничного слоя (иногда называемого "микрофоном зоны давления" или PZM-микрофоном [англ. Pressure Zone Microphone - прим. Drumspeech.com]). В данном случае мы при помощи клейкой ленты закрепляем микрофон на куске плексигласа и свешиваем его с потолка (см. картинку). Подойдет и любая другая твердая поверхность. Я предпочитаю дерево или плексиглас, поскольку эти материалы, как мне кажется, в итоге способствуют более "обтекаемому" звучанию. Не бойтесь экспериментировать. В отличие от микрофона, это приспособление обойдется вам менее чем в $30, и купить его можно в любом хозяйственном магазине. Поскольку данный микрофон представляет собой моно-источник, при сведении стереофонический образ можно будет получить путем панорамирования близко расположенных барабанных микрофонов, искусственной реверберации или добавления микрофонов для снятия акустики помещения.

Если полученная запись по-прежнему не слишком удовлетворяет своим качеством, есть и другие варианты. Номинант премии Grammy звукоинженер Trent Bell дошел до того, что записывал барабаны отдельно от тарелок. "При записи альбома Drowaton группы Starlight Mints продюсер Allan Vest хотел иметь возможность выполнять компрессию барабанов независимо от тарелок, поэтому по нашей просьбе Andy Nunez сыграл два отдельных "дубля" – один для записи тарелок и один для барабанов. Во время записи барабанов мы обмотали его хай-хэты большими автомоечными губками и полотенцами, чтобы они не производили лишний шум".

И последний вариант – замена записанных тарелок. Этот метод уже несколько десятилетий используется при записи барабанов, но сейчас становится все более востребованным в отношении тарелок. Сегодня существуют способы заменять записанные тарелки на другие из предварительно записанных коллекций. Конечно, тарелочные сэмплы используются уже давно, но большинство из них звучит второсортно. Однако новые библиотеки были записаны барабанщиком/звукоинженером John Emrich’ом (вместо "робота" или какого-нибудь случайного барабанщика-любителя). Кроме того, было уделено внимание специфическим тарелкам. Одной из первых библиотек профессионального уровня был пакет Stanton Moore Bosphorus для серии BFD. Недавно Zildjian выпустили библиотеку Gen 16 Digital Vault, которая предоставляет доступ к самым ходовым моделям Zildjian, а также к опытным и никогда ранее не слышанным моделям из эксклюзивной мастер-коллекции. Эти приложения позволяют заменять любой удар, произведенный барабанщиком по тарелке, на удар равной силы с использованием топовых моделей тарелок. Если это идет на пользу и песне, и исполнителю, тогда это то что надо.

Заключение

У барабанщиков и звукоинженеров сейчас более богатый выбор (причем по более низким ценам), чем когда бы то ни было за всю историю. И все же можно поспорить с теми, кто утверждает, будто качество наших записей снизилось. При таком изобилии повышается и уровень ответственности. Непоколебимая беспристрастность цифровой звукозаписи означает, что каждый наш выбор влияет на результат. Необходимо знать, какие тарелки для какой цели использовать, какую технику лучше всего применять для игры на этих тарелках и как производить их запись – все это оказывает влияние на звук. Не следует об этом забывать, и тогда это поможет улучшить качество нашего музыкального мастерства, звукоинженерного искусства и, надеюсь, будет способствовать продажам музыкальных записей!

Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine. При копировании перевода ссылка на сайт Drumspeech.com обязательна.